31 июня в украинском парламенте состоялось историческое голосование за изменения в Основной Закон в части децентрализации. После вчерашнего непростого дня перед парламентариями стоит еще более сложная задача – набрать к концу года 300 голосов для окончательного принятия изменений в Конституцию Украины.
Однако после этого уже перед Центральной избирательной комиссей (как и исполнительной властью вообще) встанет вопрос: как реализовать право на самоуправление там, где украинская власть влияния не имеет? С одной стороны, вопрос выборов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей будет регулироваться отдельным законом об особенностях местного самоуправления. С другой – с ним тоже не все так просто, ведь его противоречивые нормы приводят к неоднозначной трактовке в лучшем случае, или же совсем откровенному и безнаказанному их игнорированию – в худшем. По крайней мере, пока на востоке Украины продолжается военный конфликт.
Что планирует Президент?
Итак, сначала о свете в конце тоннеля. О мотивации руководства государства касаемо конституционных изменений в контексте Донбасса Президент и его окружение говорили не раз. Выделим основные положения преимуществ конституционного процесса для установления мира на востоке Украины. Какие шаги предусматривает мирный план Порошенко?
Первым и главным ожиданием от таких законотворческих решений Киева является минимизация боевой активности пророссийских террористов на Донбассе. Вторым, но не менее важным фактором является надежда на поддержку международного сообщества в давлении на Россию и продолжение экономической поддержки Украины со стороны западных партнеров.
Далее следуют менее реалистичные ожидания. Например, проведение выборов в органы местного самоуправления на оккупированных ныне территориях. Еще менее вероятным кажется то, что они пройдут согласно украинскому законодательству и без нарушений.
Следующее ожидание – изменение общественного мнения местных жителей, стимулирование их желания добровольно вернуться в состав Украины. Ведь после принятия изменений в Конституцию Украины должна будет возобновить полноценные экономические связи с оккупированными территориями. Ну и последний, last but not least, тезис: реинтеграция отдельных районов Донецкой и Луганской областей в результате их деоккупации.
Эти и другие предусмотренные Главой государства шаги уже вызывают шквал вопросов и критики. Ждать ли украинцам амнистии сепаратистов? Не случится ли в связи с этим узаконивание статуса донецких и луганских сепаратистов? Реальность таких опасений мы обсудили с региональным аналитиком «Слова и Дела» Сергеем Михальковым.
Чем мы рискуем?
Выборы под дулами автоматов. Если предположить, что местные выборы на оккупированных территориях все же будут, то очень наивно надеяться, что они пройдут по украинскому законодательству. Однако, как оказалось, Президент такой шаг предлагает как реальный. Как отмечает Михальков, дело в том, что для того, чтобы предусмотренный законом особый порядок местного самоуправления заработал на Донбассе, нужно, чтобы местные выборы там все же произошли. «То есть, пока там не будут назначены выборы и они не пройдут – ни закон (об особом порядке местного самоуправленияя – Ред.), ни новое положение Конституции не могут там вступить в силу», – пояснил «Слову и Делу» Михальков. А если предположить, что позже жители оккупированных территории будут допущены к голосованию на общенациональных выборах, это создает угрозу попадания представителей террористов в Верховную Раду, добавил эксперт.
Дурной пример. В теории реализация закона об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей создает опасный прецедент для других регионов страны. В частности, ранее Запорожский областной совет уже попросил для себя особый статус. Угрозу несут и тенденции на Закарпатье. Не допустить такого сценария пообещал на днях Президент, который вообще выступил за отмену понятия населенных пунктов с особым статусом, за исключением Киева, Севастополя и, разумеется, части Донбасса.
Прокормить Донбасс. В соответствии с тем же законом об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донетчины и Луганщины, ответственность за экономическое обеспечение региона снова ляжет на плечи Киева, а точнее – всей Украины. «В соответствии с нормами этого закона, государство обязуется оказывать поддержку социально-экономического развития этих регионов. Она заключается в «отличном от общего экономического режима осуществлении хозяйственной и инвестиционной деятельности», направленном на восстановление объектов промышленности, инфраструктуры, жилищного фонда и т. д. И в случае проведения выборов на Донбассе Украина возлагает на себя обязанность гарантировать эти расходы из Государственного бюджета как защищенные», – пояснил Михальков. Между тем, органы государственной власти, в соответствии с нормами о децентрализации, будут иметь минимальное влияние на жизнь этих территорий. «Таким образом Донбасс рискует стать «черной дырой» для бюджетных средств», – резюмировал эксперт.
И это только самые очевидные недостатки нового украинского законодательства, глубинные последствия которых могут повлиять на жизнь не одного поколения украинцев. Но есть одно «но». Многие политологи и общественные деятели сходятся во мнении, что инициированные Порошенко изменения в первую очередь направлены на прекращение кровопролития на Донбассе и в этом контексте не обязательны к реализации.
Конечно, хочется верить, что такая политическая игра Президента – это лишь реверанс в сторону Европы и очередное доказательство того, что Украина, по крайней мере на бумаге, выполняет Минские договоренности. По этому поводу очень метко высказался в своем Facebook журналист российской «Новой газеты» Аркадий Бабченко: «Вы действительно считаете, что даже если в Конституции Украины большими буквами написать «Гиви и Моторола имеют право заседать в Верховной Раде», в реальности Гиви с Моторолой смогут приехать в Киев более одного раза? Что касается амнистии... Здесь тоже столько возможностей для маневра. Например, создание и руководство вооруженной террористической организацией – преступление длящееся. То есть, если амнистия принята в понедельник в 12:00 то в понедельник в 12:01 можно заводить уголовное преследование заново – преступление не закончено, отказа от преступного замысла не произошло, подозреваемый не осознал и на путь исправления не встал».
Во всяком случае, украинцам не остается ничего, кроме как ждать дальнейших шагов и своевременных разъяснений как со стороны Президента, так и от Верховной Рады. А также надеяться, что решение проблемы Донбасса не будет таким же номинальным, как прописанные для него избирательные нормы.
Алина Костюченко, специально для «Слово и Дело».