Топ-5 решений Квита, которые повлияют на качество украинского образования

В течение последних 10 лет украинское образование претерпело немало метаморфоз: неоднократное изменение концепции и продолжительности школьного образования, активное развитие учебных заведений II-III уровней аккредитации (колледжи, лицеи, училища), введение внешнего независимого оценивания в школах и Болонского процесса – в вузах. Однако все это – лишь внешние признаки трансформации отечественной системы образования.

Как показывают результаты того же ВНО, ежегодно уровень образованности школьников в Украине падает, а украинские университеты не только не приблизились к верхушке мирового рейтинга учебных заведений, но и демонстрируют регресс. Соответственно, количество молодых отечественных ученых и перспективных студентов, которые ежегодно уезжают на учебу и работу за границу, неуклонно растет.

Учитывая это, перед министром образования Сергеем Квитом все еще лежит огромный объем работы. В День знаний «Слово и Дело» решило очертить основные ее направления.

Законы об образовании

Двумя ключевыми нормативными актами, которые станут отправной точкой дальнейшего развития образовательной сферы, являются законы «Об образовании» и «О высшем образовании». Первый в Минобразования разработали еще весной этого года, однако на рассмотрение Верховной Рады он представлен так и не был. Как заверил недавно Сергей Квит, новую редакцию основного образовательного закона парламентарии рассмотрят в сентябре этого года.

Представляя закон «Об образовании», министр заявил, что его основное отличие в том, что он «устанавливает концептуальные рамки уровней образования и связи между ними». На практике это будет означать распределение видов образования на формальное, неформальное и информальное, привязку дошкольного и младшего школьного образования к месту жительства ребенка, разделение школы на начальную и старшую, утверждение новой несколькоуровневой системы управления высшим образованием (МОН, Государственная инспекция по вопросам образования, Национальное агентство по вопросам качества высшего образования, местные органы исполнительной власти и местного самоуправления) и многое другое.

Что касается нового закона «О высшем образовании», который уже принят парламентом и действует с 6 сентября 2014 года, то основные его отличия от предыдущей редакции заключаются в идее университетской автономии (как управленческой, так и финансовой), интеграции украинского образования в мировое, изменении правил присуждения ученых степеней, создании вышеупомянутого Нацагентства по вопросам качества высшего образования и тому подобное. Сейчас большинство из этих инициатив находятся в процессе реализации.

12-летний срок обучения в школе

Одной из предусмотренных новым образовательным законодательством норм, которая без сомнения заслуживает отдельного внимания, является продление срока обучения в школе до 12 лет, начиная с 2016 года. Повременить с реализацией этого замысла до следующего года в Минобразования решили, чтобы успеть перестроить учебную программу и наладить материально-техническое обеспечение.

Новая схема школьного обучения будет выглядеть примерно так: пять лет дети будут учиться в начальной школе, четыре – в базовой, три – в старшей. Старшая школа будет делиться на профессиональные и академические лицеи, а также в колледжи. В профессиональных лицеях можно будет овладеть рабочими профессиями, в академических – подготовиться к поступлению в вуз, а в колледжах – получить степень младшего специалиста, сократив срок обучения до трех лет (вместо четырех). Таким образом дети будут заканчивать школу в 18 лет и смогут сразу идти работать.

При этом, как предполагают в МОН, высшее образование потребуется далеко не всем. Однако у экспертов по поводу целесообразности таких метаморфоз есть серьезные сомнения. Финансирование, переподготовка специалистов, которые повлечет за собой реформа школьного образования, новые учебники – это только полбеды. В украинских реалиях такие изменения могут привести к тому, что вскоре мы будем иметь армию если не безработных, то дешевой рабочей силы, предостерегла директор образовательных программ Центра Разумкова Людмила Шангина.

Изменение принципа финансирования вузов

Минобразования планирует отказаться от госзаказа как основного источника финансирования вузов. Планирование количества специалистов по той или иной специальности почти полностью (за исключением стратегически важных) будет происходить не в министерских кабинетах, а в приемных комиссиях вузов. Тем самым в МОН хотят оптимизировать затраты на малопопулярные специальности и, в то же время, определить оптимальный уровень финансирования специальностей, пользующихся спросом среди абитуриентов.

При этом деньги, которые университеты будут зарабатывать в процессе обучения студентов, будут храниться не в казначействе, а на специальных счетах государственных банков. Таким образом Квит и его команда планируют стимулировать вузы к развитию и поднятию уровня образования.

Однако у этой медали есть и обратная сторона. В частности, как отметил недавно ректор «Киевского политехнического института» Михаил Згуровский, отмена госзаказа может уничтожить технические и естественные специальности. «Без четкой государственной политики в сфере подготовки кадров мы придем к тому, что инженеров, физиков, математиков, биологов и т. д. в результате просто не будет», – констатировал он, добавив, что дефицит абитуриентов по отдельным направлениям в КПИ почувствовали уже в этом году.

Новые учебники

Если в принципах преподавания точных наук в школах вряд ли изменится, то как украинские дети увидят, скажем, историю Украины или ее литературное наследие, зависит от подхода педагога и учебников, по которым они будут их изучать.

Так, только заняв кресло министра образования, Сергей Квит заявил, что школьников ждет замена ряда учебников. Причиной стали ошибки и фактологические неточности в учебной литературе, напечатанной еще во времена работы Дмитрия Табачника. Бракованные книги действительно изъяли из обращения, однако на этом министр решил не останавливаться. Чтобы подход к составлению учебной программы в школах и вузах был системным, министр предложил ввести новый, прозрачный механизм отбора учебной литературы, а функции утверждения учебников для вузов – делегировать их ученым советам. Кроме того, в перспективе нас ожидает переход к использованию как в школах, так и в университетах электронных учебников.

Акцент на науку

Еще одной важной новацией Квита является переформатирование системы предоставления ученых званий в соответствии с западными образцами. Так, еще в прошлом году в Украине прекратила существование Высшая аттестационная комиссия, обязанности которой были возложены на Нацагентство по вопросам обеспечения качества высшего образования.

Также в начале апреля этого года министр пообещал, что в Украине заработают аспирантура и докторантура нового типа, однако пока ни соответствующее постановление, ни изменения в закон «О высшем образовании» представлены Министерством ни были.

Кроме того, Квит как наиболее прозападно ориентированный министр образования за всю историю украинской независимости, похоже, вполне решительно настроен относительно использования английского языка как приоритетного – как в учебном процессе, так и в ходе научных исследований: поддержка преподавания и научной работы на английском определена одной из основных задач Минобразования на ближайшее время.

Алина Костюченко, по материалам портала «Слово и Дело».

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО