Совсем недавно выяснилось, что партия «Солидарность» Президента Петра Порошенко провела переговоры и поглотила партию «УДАР». Теперь же стало известно об еще одном объединении – с партией «Народный Фронт» Арсения Яценюка.
«УДАР» по Кличко
Как сообщил председатель фракции «БПП» в парламенте Юрий Луценко, после объединения с «Солидарностью» партия мэра Киева прекратит свое существование. И даже на местных выборах в Киеве Виталий Кличко будет выдвигаться от «Солидарности». Такая же участь ждет и всех остальных кандидатов от «УДАРа».
Причины такого слияния двух политических платформ вполне понятны. Во-первых, Виталий Кличко без поддержки еще одни мэрские выборы не выиграет. За последний год рейтинги столичного градоначальника упали фактически до минимума – существенных результатов в борьбе с наболевшими проблемами киевляне так и не увидели, что не слишком позитивно сказывается на электоральных симпатиях к еще действующему мэру. Но нужен Киев и «Солидарности», которая готова в обмен на влияние отдать его снова Кличко. Во-вторых, при помощи слияния консолидируется и админресурс двух партий, что крайне выгодно для недавно созданной «Солидарности». И последняя причина – усиление доминирования и устранение конкуренции на местах, где пересекается электорат. Примечательно, что Виталий Кличко получит только 25% списка новой «Солидарности».
Яценюк «Фронт» слил
На выходных, в ночь с 21 на 22 августа стало известно, что политические партии «Блок Петра Порошенко» и «Народный фронт» договорились о полном объединении.
По данным источника «РБК-Украина», совместный поход на выборы «БПП» и «НФ» предусматривает единый список кандидатов, в котором партия Яценюка получит около 25%. В дополнение, за Арсением Яценюком останется должность премьера и должности его министров в правительстве.
«Соглашение предусматривает, что стороны совместно сформируют единую фракцию, общее правительство, позже и совместную партию, потому что последнее требует больше всего времени. Нельзя завтра создать совместную партию, это предусматривает определенные юридические ходы, поэтому первое, очевидно, будет объявлено о совместной фракции, потом общее правительство, а затем этот процесс, возможно, выйдет на совместную партию, но правительство будет переформатировано всеми сторонами», – сообщает источник.
«НФ» пошел на это объединение по нескольким причинам. У них есть органическое снижение рейтингов, потому что максимальный негатив за происходящее в стране, особенно в экономическом и социальном секторе, на себя берет премьер-министр, как ответственный за курс развития страны. Хотя это не совсем правильно, ведь этот курс был выбран не им лично, а коалицией, и ответственность должны нести все члены коалиции. Но мы видим, что коллективную, командную ответственность в коалиции на себя брать не хотят. Это видно и из позиции «Батькивщины», «Самопомощи», «радикалов», которые ведут себя как оппозиция в коалиции. Но максимальный негатив взял на себя Яценюк, поэтому его партия потеряла свои рейтинги. В следствии всего этого было принято ситуативное решение объединяться для местных выборов. В основном, чтобы показать результат внутри страны, и показать западным партнерам, что эта так называемая европейская коалиция имеет вес и вообще доверие граждан», – комментирует объединение «Слову и Делу» политолог Александра Решмедилова.
Во власти Президента
То есть, по сути, проанализировав два этих объединения, можно заметить, как реально распределяется влияние в созданном «монстре». Но интересно в этой ситуации другое: поглощение второй крупнейшей партии (по симпатиям избирателя) в стране и партии, правящей в Киеве, намекает только на одно – у Президента создают партийную систему с доминирующей партией, в которой только одна партия обладает реальной политической властью и формирует правительство только собственными силами.
Впрочем, эксперты и без того говорят уже о явном перекосе влияния. По мнению Александры Решмедиловой, в Украине уже де-факто изменилась форма правления: с парламентско-президентской на президентско-парламентскую.
«Уже сейчас видно, что влияние Президента доминирует и в парламенте. Потому можно говорить, что есть все знаки о движении Украины в сторону президентско-парламентской формы правления государством. Еще большее усиление позиций Президента произойдет после децентрализации и создания института префектов. Сейчас же Петр Порошенко влияет на состав правительства и правоохранительные органы, продолжая оставлять ту же прокуратуру, судебную власть – ручным органом», – отмечает политолог.
Но, несмотря на усиление влияния, бояться создания «полуторапартийной» или партийной системы доминирования не стоит, ведь объединение «НФ», «УДАРа» и «БПП» – ситуативно и создается только под местные выборы, отмечает эксперт.
«Объединение трех этих партий имеет ситуативный характер и будет скорее формальным, чем юридическим. На проведение юридического объединения уже попросту не осталось времени, по этой причине и название меняться не будет. Порошенко возьмет самых лояльных к себе и даст им назначения в своей команде, чем еще больше усилит свои позиции в будущем. Но у такого альянса есть и плюсы. Например, снижение противостояние между Президентом и премьером и ликвидация кадрового голода», – анализирует Решмедилова.
По словам эксперта, в дальнейшем возможно, что к новой объединённой «Солидарности» присоединятся и другие игроки коалиции. «Идут разговоры с «Самопомощью» и с «Батькивщиной». С Тимошенко может быть сейчас более лояльный диалог, так как у нее есть козырь в рукаве – министр экологии. Если ей разрешат поставить удобного ей человека, то думаю, она станет себя вести куда лояльней к Яценюку и Кабмину в целом. Хотя для нее сейчас позиция «против всех» более выгодна. «Ничегонеделанье» позволяет ей прибавлять органические очки. Если она и не пойдет на объединение, то точно будет не такой категоричной в высказываниях против Кабмина», – резюмирует политолог.
Впрочем, если подобные союзы и вправду будут созданы как ситуативные и под местные выборы, по-настоящему страшного в них ничего нет. Но если «партийный монстр» Порошенко и дальше будет поглощать всех конкурентов на «поле», то возникает вопрос: не является ли это узурпацией власти?
Анастасия Оратовская, специально для «Слово и Дело»