Власть должна объяснить народу, зачем нужно легализовать проституцию – эксперт

По приблизительным подсчетам экспертов, в настоящее время в тени украинской экономики работают около 50 тысяч проституток. В случае легализации их деятельности и уплаты соответствующего налога Бюджет страны можно было бы ежегодно пополнять приблизительно на 12-15 млрд грн.

Само явление проституции больше всего концентрируется именно в больших городах, популярных местах отдыха и в курортных зонах. Еженедельно правоохранительные органы отчитываются о задержании очередной группы «жриц любви» и разоблачении подпольных борделей. За занятие проституцией предусмотрено наказание в виде штрафа за административное нарушение, а сутенерство или содержание борделей наказывается уже по Уголовному кодексу (ст. 302-303) лишением свободы на срок от трех до пяти лет и штрафом или лишением свободы до двух лет.

На прошлой неделе влиятельная международная организация Amnesty International призвала правительства всех стран декриминализировать секс-индустрию как явление с целью предотвращения иного негативного явления – торговли людьми. По мнению международных правозащитников, если государство будет контролировать выполнение правил ведения данного бизнеса в правовом поле, это снизит риск существования других негативных явлений. Начиная от распространения опасных болезней, коррупции, криминализации, заканчивая торговлей людьми и насилием.

«Легализация проституции – это прежде всего легализация предоставления сексуальных услуг частным лицом (лицами) другому лицу (лицам) и это никоим образом не является легализацией в части принуждения к занятиям проституцией или втягивания в занятие проституцией, в том числе и несовершеннолетних. Собственно, во многих странах, где проституция не запрещена, сутенерство и содержание борделей остается уголовным преступлением», – рассказал в комментарии «Слову и Делу» политолог Валентин Гладких.

Наконец, после длительного периода табуирования темы предоставления сексуальных услуг за деньги, даже в правоохранительных органах признали необходимость легализации данного явления. Так, недавно начальник Главного управления Министерства внутренних дел в Киеве Александр Терещук признал, что проституция в Украине существует и «крышуется» правоохранительными органами, а также отметил необходимость ее легализации. По мнению экспертов, именно представители власти, а особенно правоохранительные структуры, и должны объяснять гражданам необходимость легализации секс-индустрии. Это дополнительное условие профилактики правонарушений и одновременно создания более «здоровой» атмосферы в обществе.

«Легализовав проституцию, государство не превращается в сутенера, как часто утверждают противники легализации, а наоборот – лишь создает максимально приемлемые условия для тех, кто хочет получать или предоставлять сексуальные услуги. Например, правовую, медицинскую, социальную защиту, в определенном смысле обеспечение государством защиты конституционных прав и свобод своих граждан (чести, достоинства и т. п.)», – считает Валентин Гладких.

По мнению эксперта, решить проблему только в морально-этической плоскости, в частности в системе координат «хорошо-плохо», просто невозможно. И советует идти по протоптанной тропинке многих цивилизованных стран, которые изменили свое законодательство в сторону декриминализации секс-индустрии.

«Таким образом, даже если взять за отправную точку утверждение, что проституция – это социальное зло и проявление безнравственности, нужно осознавать, что уголовное преследование никак не лечит эту «общественную язву». Однако легализация или хотя бы декриминализация проституции будет способствовать более легкому «протеканию» этой болезни, лечить которую нужно не запретами и репрессиями, а сексуальным воспитанием, повышением сексуальной культуры, ростом благосостояния населения, уровня образования и т. д. Поэтому первым шагом на этом пути может стать хотя бы внесение изменений в Кодекс Административных правонарушений Украины и Уголовного кодекса Украины в части исключения санкций за занятие проституцией», – справедливо отмечает политолог.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО