Конец света: почему украинцев ждет энергетический кризис?

На Приднепровской ТЭС с 1 августа остановлен последний работавший энергоблок. Причина – закончился уголь. В компании ДТЭК, которой принадлежит станция, заявили, что та возобновит работу после накопления антрацита в достаточном объёме. Таким же образом к осенне-зимнему периоду готовятся и многие другие ТЭС.

Прогнозы не греют

За день до этого вынужденно был остановлен седьмой блок Славянской ТЭС – в четвертый раз с мая текущего года! Это уже эпидемия: теплоэлектростанции останавливают работу повсеместно с весны, когда остатки угля после отопительного сезона уже были мизерными в новейшей истории – всего около 800 тысяч тонн. Столь дефицитным антрацит стал после оккупации угольного Донбасса (именно на подконтрольных боевикам территориях «ЛНР»/«ДНР» оказались почти все антрацитные шахты). Из почти 60 угольных блоков на украинских ТЭС работают меньше половины! Ежедневный дефицит энергосистемы страны – 2 ГВт. И это летом!

На сегодня запасы «чёрного золота» составляют всего примерно полтора миллиона тонн. И лишь треть – это ценный антрацит. Из необходимых на осенне-зимний период 4-х миллионов тонн угля как минимум половина потребности – это антрацит. Эксперты в один голос уверяют: накопить столько мы не успеем. Профильный «угольный» замминистра энергетики по этому поводу молчит, совещаний не проводит.

Из-за недостатка угля и, соответственно, дефицита электроэнергии уже существенно ограничены её поставки в Крым. Прогноз на осень-зиму крайне неутешительный, ведь почти половина всей электроэнергии в Украине вырабатывается с использованием угля. Одна за другой останавливаются ТЭС, поскольку им не выгодно работать с одним действующим блоком, а загрузить остальные блоки углём нет никакой возможности. Кстати, бравые рапорты о том, что запасы угля на ТЭС растут, не объясняют истинную цену этого роста – станции простаивают, накапливая уголь буквально по крохам. И при этом на складах государственных шахт и обогатительных комбинатов скопилось полмиллиона тонн нереализуемого угля! Нонсенс?! Но ведь кому-то это выгодно. Кому?

Премьерское озарение

Удивительное дело: для правительства лишь теперь стало очевидным, что запасов угля в стране вдвое меньше, чем было в прошлом году. Лишь на 3-е августа премьер-министр громко анонсировал созыв «антикризисного энергетического штаба». Интересно, а чтобы довести ситуацию до нынешней, тайно работал какой-нибудь «кризисный штаб»? Как может теперь правительство обвинять Минэнерго в том, что его подвёл какой-то импортер, если проблеме уже полгода и она самая что ни на есть системная?

В тот момент, когда ситуацию уже нельзя было исправить – в начале июля – глава правительства Арсений Яценюк перед многочисленными микрофонами и диктофонами дал очень «ценное указание» на коллегии Минэнергоугля: «Вы уже сейчас должны контрактовать лодки (из ЮАР – Ред.)». Он вдруг понял, что поставки угля из России нестабильны. Министр Владимир Демчишин тогда деликатно эти заявления не комментировал, заявив лишь: «Мы увеличили дополнительно запасы угля на наших складах на 600 тыс. тонн. В течение следующих четырех месяцев планируем дополнительно завезти еще 1 млн тонн». И сделал важное дополнение, которое, в свою очередь, проигнорировал премьер: без финансовой поддержки ускорить закупку угля никак не получится, правительству стоило бы в этом году, как и в прошлом, привлечь ресурсы «Ощадбанка» в рамках целевой программы.

Электрическое кресло министра энергетики

Показательные попытки главы правительства резко исправить ситуацию не могут увенчаться успехом – заниматься проблемой нужно было раньше. Например, решать проблему с недостающими пустыми вагонами, а также урегулировать вопросы закупки угля на шахтах, оказавшихся на подконтрольных сепаратистам территориях. Шахтёры ведь там не из Бурятии или Чечни, а самые что ни на есть украинские граждане. Но, видимо, полулегальные схемы закупки, в которых по сведению компетентных источников участвуют «угольный» замминистра и много других интересных людей (сын бывшего губернатора Донетчины Близнюка, например), гораздо более выгодны, чем какое-то прозрачное решение на государственном уровне.

Теперь же практически любые решения правительства уже не смогут ничего кардинально изменить. Зато безнадёжная ситуация в энергетике, бесспорно, станет козырем в игре главы правительства с главой профильного ведомства. О неприязни Арсения Яценюка к Владимиру Демчишину писалось уже немало. «Ситуация в энергетическом секторе кризисная, профильное министерство и соответствующие государственные компании не готовы к обеспечению теплом и электроэнергией страны», – негодует премьер-министр, но при этом не задаётся вопросом о том, почему же в этой кризисной ситуации профильным замминистра не проводятся совещания с директорами шахт, а лишь его помощники дают указания: у кого и почем закупать оборудование, кому (притом часто без оплаты) отгружать уголь.

Заигрались?

Цифры, статистика, деньги… Чиновники часто забывают, что за любыми их схемами стоят живые люди. К примеру, на 35 государственных шахтах, оставшихся на украинской территории, работают 50 тысяч человек. Неужели кто-то в правительстве думает, что живущие в прифронтовой зоне люди, работающие без зарплат, готовы спокойно взирать на весь этот беспредел? Шахтеры по обе стороны фронта общаются между собой и прекрасно знают о том, какой финансовый поток течет в сепаратистские регионы, поскольку на закупках угля у шахт на оккупированной территории можно очень хорошо нагреть руки.

«Каски-шоу» уже не будет, уверены компетентные люди. Ситуация в шахтерских коллективах настолько взрывоопасная, что банальную забастовку никто уже устраивать не собирается. Для негодования горняков даже не нужна российская пропаганда – родное украинское правительство и конкретно профильный замглавы Минэнергоугля сделали предостаточно для того, чтобы изголодавшиеся и обозлённые шахтеры, рискующие жизнью и под землей и наверху, под обстрелами, дошли до точки невозврата: самого настоящего шахтерского бунта. А к ним могут присоединиться те, кто будет страдать от веерных отключений электричества и отсутствия тепла.

Однако же это апокалипсический прогноз. Справедливости ради нужно добавить, что худо-бедно, но долги по зарплате шахтёрам выплачиваются. Хотя и не в обещанных объёмах. А потери в тепловой генерации частично могут восполнить в этом году атомщики. Если необходимые работы по реконструкции будут завершены в срок, то Ровенская и Хмельницкая АЭС смогут добавить в «энергетическую копилку» страны аж до 1 ГВт дополнительно.

Борис Бобров, специально для «Слово и Дело»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО