Европейские перспективы или падение качества образования? Чем обернется для Украины 12-летняя школа

Согласно планам Министерства образования Украины, уже в 2017 году Украина перейдет на 12-летнюю систему школьного образования, которая будет окончательно закреплена новым законом «Об образовании».

Об этом говорится в материале украинской редакции Deutsche Welle, передает «Слово и Дело».

Как отмечает автор статьи Анита Грабская, если новый закон будет принят, начальное и среднее образование в Украине ожидают коренные изменения. Схематически они будут выглядеть так: пять лет дети будут учиться в начальной школе, четыре – в базовой, три – в старшей. Старшая школа будет делиться на профессиональные и академические лицеи, а также в колледжи. В профессиональных лицеях можно будет овладеть рабочими профессиями, в академических – подготовиться к поступлению в ВУЗ, а в колледжах – получить степень младшего специалиста, сократив срок обучения до трех лет (вместо четырех). Таким образом дети будут заканчивать школу в 18 лет и смогут сразу идти работать. Высшее образование при этом потребуется далеко не всем, рассчитывают в Минобразования.

Среди основных финансовых затрат, которые повлечет за собой такое изменение – средства на переподготовку учителей и создание новых учебников (часть из которых, возможно, будут электронными). Впрочем, детального плана, как это будет делаться, пока нет.

Кроме того, переподготовка специалистов и новые учебники – это лишь первая проблема, с которой придется столкнуться МОН на пути к реформированию школьного образования. Часть учителей необходимо будет вообще уволить, констатирует заместитель министра образования Инна Совсун. «У нас сегодня в разы меньше детей в школах, чем было в начале 90-х годов. В сельской местности тысячи школ, где учеников меньше, чем учителей. Ни один Госбюджет не сможет потянуть такое количество учителей», – утверждает она. По словам чиновницы, «школы по 10-15 учеников в сельской местности очень дорого обходятся Госбюджету». При этом, качество образования в них остается крайне низким, что доказывают результаты ВНО.

Точное количество учителей, которые могут лишиться работы, также еще точно неизвестно, однако нардеп Лилия Гриневич в одном из недавних интервью отметила, что эта цифра колеблется в районе 10 тысяч.

В экспертной среде благие намерения руководства Минобразования по реформированию школ пока вызывают беспокойство. Прежде всего – в том, что реформа может остаться на бумаге: изменится только «вывеска», а качество останется прежним. «Пока образование часто финансируют по остаточному принципу, а в стандартах (образования – Ред.) мы пытаемся написать что-то красивое, но не очень реалистичное», – считает эксперт «Реанимационного пакета реформ» Владимир Бахрушин.

Директор образовательных программ Центра Разумкова Людмила Шангина в разговоре с журналистами DW также выразила сомнение в успешности этой идеи МОН. «На моей памяти за 24 года это уже пятая попытка изменить количество лет обучения в школе... Ни одна из этих попыток не была завершена. Мы будем иметь плохо образованных взрослых людей, которые пополнят армию если не безработных, то дешевой рабочей силы», – убеждена специалист. Причина – в отсутствии инфраструктуры, начиная от достаточного количества мест в детсадах и заканчивая оборудованием для школ: лабораториями, компьютерами, скоростным интернетом и тому подобным. Такую реформу, по мнению Шангиной, нужно начинать с подготовки учителей в педагогических вузах. К тому же, на это нужно больше времени, потому что в таком случае на ее реализацию уйдет 5-7 лет.

Однако если школьное образование в Украине удастся изменить в соответствии с планами министерства, это в перспективе откроет украинским выпускникам путь в вузы Европы. Сейчас же украинские школьные аттестаты в странах Европы (в частности, в Германии) не признаются. «После 12-летнего обучения украинским школьникам не нужно будет посещать курсы довузовской подготовки в Германии или поступать в украинские университеты и бросать учебу после первого или второго курса, чтобы получить степень бакалавра в Европе», – рассказала лектор Немецкой службы академических обменов Аня Ланге. К тому же, заканчивая школу в более зрелом возрасте, дети будут лучше понимать, какую профессию им выбрать, убеждена немецкий специалист.

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО