Киотский протокол – дополнительный документ к Рамочной конвенции ООН об изменении климата – вступил в силу 10 лет назад. И за все это время Украина так и не смогла достичь нужного уровня сокращения выбросов! И, что самое прискорбное, не смогла использовать «японские деньги» эффективно.
Что приняли в Киото
Киотский протокол – документ, фиксирующий договор стран о необходимости сокращения выбросов парниковых газов, которые вызывают глобальное потепление. В первый период, с 2008 до 2012 гг., общий объем выбросов в атмосферу двуокиси углерода, метана и других промышленных газов должен был быть сокращен на 5,2% по относительно уровня 1990 года. Каждое государство получило определенные квоты на выброс в атмосферу вредных газов. А неиспользованные лимиты страны получили возможность продать. По задумке ООН, такая схема была придумана для дополнительных поступлений в бюджет развивающихся стран, которые должны были бы такой значительный ресурс использовать для борьбы с негативными тенденциями, вызванными изменением климата. Но в ситуации с Украиной такой механизм послужил только кормушкой для обогащения коррупционеров.
Согласно первому Протоколу, Евросоюз должен был сократить выбросы на 8%, Япония и Канада – на 6%, страны Восточной Европы и Прибалтики – в среднем на 8%. А Россия и Украина – сохранить среднегодовые выбросы на уровне 1990 года.
Второй период действия Протокола начался в 2013 году. Правда, в «Киото-2» отказались участвовать Россия, Япония и Новая Зеландия, а также Канада, которая в декабре 2011 года официально вышла из соглашения. Суть Киотского протокола не изменилась, за исключением появления ограничения на продажу квот на выброс СО2 в размере 2%. А в этом году, в декабре, планируется принять новое соглашение по климату на период после 2020 года.
«Распил» денег по-украински
Украина почти сразу же «вляпалась» в коррупционный скандал с «киотскими» средствами: 4 миллиарда 700 миллионов гривен (470 млн евро), бесследно растворились в Государственном бюджете. Но, конечно же, не без помощи «семьи» Януковича.
Такую сумму Украина получила после выгодной продажи в 2009-2010 году 47 млн единиц разрешений на выбросы Японии и Испании. Но, согласно условиям Киотского протокола, эти деньги можно было потратить только на проекты, которые бы способствовали уменьшению выбросов, мероприятия по энергосбережению или производство «зеленой энергии». Другими словами, эти деньги должны были пойти на утепление школ, больниц и детсадов. В результате, украинцы получили не исполнение «зеленых» проектов, а сфальсифицированное обвинение экс-премьер-министра Юлии Тимошенко в нецелевом использовании 180 млн из 200 млн евро киотских денег, что и послужило причиной ее ареста.
Творился в те годы и другой беспредел: Янукович и компания создали сеть подставных предприятий. Использовав госкомпанию «Госэкоинвест», «семья» наняла 11 фиктивных фирм-подрядчиков, которые успели освоить почти 3 млрд гривен. Таким образом, на поверку оказалось, что из тех 529 школ и больниц, за утепление которых должны были отчитаться к концу 2012 года, были сданы только 127 объектов. Но и они не отвечали заявленным требованиям: где-то ремонт и вовсе не делался, где-то не был закончен. Тогда же, в 2012-2013 году, должны были быть закуплены и растаможены пресловутые гибридные автомобили для МВД. В рамках Киотского протокола Япония передала Украине 1568 автомобилей Toyota Prius с гибридными двигателями. 1220 автомобилей было передано украинской стороне, правда «узаконить» пока удалось только четверть машин – 13 мая 2015 года 348 машин, из которых де-факто на баланс МВД были приняты 256, поступили на «службу» в милиции. А 6 июня 2015 было принято еще 40 автомобилей.
Почему предыдущим министрам экологии не удавалось растаможить «тойоты» никто не знает. Но действий нового главы Минэкологии все равно недостаточно: японцы недовольны работой Украины по Киотскому протоколу. Недовольны качеством работы Министерства экологии и общественники. Эксперты видят проблему «киотских денег» не только в коррупционных схемах, но и в неэффективном использовании средств.
«Самая сложная ситуация с тем, что нет органа, который бы занимался контролем качества реализации проектов и контролем над тендерными условиями, – рассказывает «Слову и Делу» эксперт НЭЦУ Андрей Железный, – В 2012 году правительство должно было отремонтировать более 900 школ и больниц. После было решено сократить этот список до чуть более 500 объектов. Но в итоге и эти обязательства тоже не выполнили. Фактически, на счетах Госказначейста сейчас чуть больше 1 млрд гривен и эти деньги снова хотят потратить на закупку автомобилей «Тойота Приус» и ремонт вагонов метро. С точки зрения экологии эти меры – сомнительны, но такие проекты позволяют быстро потратить деньги и отчитаться перед японцами», – говорит эколог. По мнению Железного, оставшиеся средства необходимо потратить на повышение энергоэффективности. «Правильным шагом было бы вложить эти средства в утепление школ и больниц и подумать, как использовать эти средства для фонда энергоэффективности. Перспективным является и проект установки индивидуальных тепловых пунктов, солнечных водонагревателей», – подчеркивает эксперт.
Дело движется
Впрочем, позитивные сдвиги в Минэкологии все же есть. 12 мая 2015 года в Министерстве наконец-то создали департамент климатической политики, хоть и с существенным опозданием. Для того, чтобы получить такую информацию в ведомстве, пришлось пройти «семь кругов ада». В пресс-службе Министерства экологии о создании отделов и департаментов не знают. Там перенаправили в отдел кадров. Те в свою очередь отправили в департамент экономики и финансов, где посоветовали обратиться в отдел по вопросам оплаты труда. И только там смогли дать ответ по вопросу климатического отдела.
Правда, экологи говорят, что для них персональная коммуникация работает намного лучше. Эксперт по вопросам изменения климата Ирина Ставчук отмечает позитивные сдвиги в том, как происходит общение с Минэкологии.
«Когда только Игорь Шевченко пришел на пост главы Минэкологии, происходили переговоры в Лиме и у нас был положительный опыт общения с министром. Глава министерства не только прислушался к нашему мнению, но и изменил позицию Украины: наша страна перестала поддерживать Россию, Беларусь и Казахстан в блокировании правил второго периода киотского протокола против ЕС. Сейчас, на переговорах в Бонне, мы видим, что Украина старается выработать свою отдельную позицию. Так что положительной тенденцией в работе нового главы ведомства является контакт с общественностью, стремление формировать свою позицию и принимать политические решения. В то же время недостает широкой коммуникации и общественных обсуждений по вопросам формирования национальной климатической политики Украины и что делается в сфере «зеленых» инвестиций. Мы собираемся запросить встречу с министерством на проведение такого обсуждения», – рассказала «Слову и Делу» Ставчук.
Сейчас у Министерства экологии есть чуть больше 1 млрд гривен по Киотскому протоколу и 3 млрд «испанских» денег, которые зависли на счетах как виртуальные. Никаких движений по «зеленым» инвестициям не делается, а о результатах работы климатического департамента Минэкологии говорить еще не приходится. Впрочем, Украине больше не стоит переживать, что японцы потребуют свои деньги обратно: не так давно приезжал премьер-министр Японии, а значит переговоры и решения по «киотским деньгам» есть. Правда, решения эти снова кулуарные.
Анастасия Оратовская, специально для «Слово и Дело»