Программа с биоэтанолом очень скомпрометировала себя тем, что стала возможностью для ухода от налогообложения.
Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказал директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн, анализируя информацию о том, что государство отказалось от монополии на производство биоэтанола.
«В целом, в решении нет ничего катастрофического. Был разработан механизм на выпуск лицензий, который давно устарел. Во-вторых, уже давно биоэтанол производили частные заводы. Рынок де-факто был монополизирован частными производителями, просто сейчас эта норма на другом уровне. Группа «Приват» решила для себя вопрос с производством биоэтанола, создав совместное предприятие с «Техинсервисом». У «Техинсервиса» есть производство биоэтанола на мощностях шести украинских спиртзаводов совместно с «Укрспиртом», которые с переменным успехом работают. «Техинсервис» не сможет стать лидером в производстве, потому что есть и другие частные производители, которые работают более стабильно и не зависят от «Укрспирта». Производства «Техинсервиса» оказались заложниками постоянных проблем и коррупционных схем, которые существуют в «Укрспирте», – рассказывает специалист.
По его словам, у «Техинсервиса» просто есть ресурс и они лоббируют вопросы возврата обязательного добавления биоэтанола и льготного налогообложения. Но особый успех вряд ли возможен, потому что государство заинтересовано в высоких налогах на топливо и давать на этом фоне дисконты отдельным производствам никто не будет.
«Программа с биоэтанолом очень скомпрометировала себя тем, что стала возможностью для ухода от налогообложения в особо крупных размерах и все бросились производить альтернативное топливо. На самом деле, ничего плохого в биоэтаноле нет. Его широко применяют в странах Латинской Америки, но в Украине рынок биоэтанола нерентабелен. Это очень дорогостоящее производство и даже в мире это редко успешные предприятия. Главная проблема биоэтанола в том, что он неконкурентоспособный и очень дорогой. Сейчас в Европе уже начинают от него усиленно отказываться», – объясняет Куюн.
Подытоживая, он отметил, что если раньше планировалось до 2020 года довести содержание бензина до 20% биоэтанола, при нынешних 5%, то сейчас эта директива отменена и затормозили ее на текущем уровне. Связанно это с неэффективностью, потому что кто-то должен за это платить.
Напомним, что Министерство аграрной политики и продовольствия Украины инициирует включение государственного предприятия «Укрспирт» в список приватизации в 2015 году. Планируется, что для приватизации «Укрспирта» подготовят специальный конкурс.