Индексация доходов, коммунальные льготы и энергонезависимость. Чего украинцы ждут от Яценюка

В начале своего председательства в Кабинете министров Арсений Яценюк был человеком, который из всех лидеров Майдана делал самые смелые заявления. Не стоит припоминать все прозвища, которые успели раздать украинцы премьеру за это время, однако тем самым он действительно взял на себя огромную ответственность, с которой справился лишь частично.

В день, когда глава украинского правительства празднует свое 41-летие, «Слово и Дело» решило напомнить, с каким багажом войдет в историю нынешний премьер-министр Украины. Что сделано? Какие намерения провалились? И чего больше всего ждут от Арсения Яценюка в ближайшем будущем?

Важнейшие выполненные обещания

Подписание политической части соглашения об ассоциации с ЕС. Документ, который фактически стал поводом для Революции Достоинства, был подписан уже новой властью. Дать однозначную оценку такому решению пока трудно, ведь ясно, что резкое изменение политического вектора нашей страны будет иметь далеко идущие последствия. Но это, без преувеличения, один из самых знаковых документов за всю историю нашей независимости.

Вооруженное сопротивление российском агрессору. Хотя формально войны между Украиной и Российской Федерацией нет, а кремлевская пропаганда продолжает утверждать, что на Донбассе воюют шахтеры и рабочие, де-факто Украина противостоит одной из самых мощных в военном плане держав мира – даже если последняя делает это чужими руками. И хотя у правительства и Президента фактически не было выбора, вооруженное сопротивление РФ – бесспорно, одно из самых сложных решений, которое им приходилось принимать в своей жизни.

Увеличение расходов на оборону и нацбезопасность до 5% ВВП. Установка украинской экономики на военные рельсы стоила нашей стране 5,3% ее валового внутреннего продукта. И конечно, это не могло не сказаться на карманах простых украинцев, которые, кроме уплаты военного налога, получили еще и значительное сокращение социальных выплат, что, в свою очередь, опять же отразилось на политическом рейтинге Яценюка. Итак, минус к политической карме, плюс – к уровню ответственности.

Начало реверсных поставок газа из Европы. 2 сентября 2014 года в городе Велке Капушаны (Словакия) был запущен в промышленную эксплуатацию газопровод «Вояны-Ужгород», по которому началась закачка в Украину того же российского газа, но теперь уже через европейского посредника и по значительно более низкой цене. В дальнейшем увеличение реверса и непоколебимость правительства в вопросе цены на газ все-таки заставили «Газпром» пойти на уступки Украине.

Сокращение контролирующих органов и уменьшение количества разрешительных документов. Бизнес еще только начал привыкать к новым правилам игры, но такой шаг вне всяких сомнений можно считать революционным. Дерегуляция бизнеса (какими бы методами она не проводилась) – это то, к чему уже давно стремятся и украинские предприятия, и инвесторы. Осталось только сделать ее реальной, а не сугубо декларативной.

Важнейшие невыполненные обещания

Сохранить территориальную целостность страны. Правительство может сколько угодно называть Крым и Донбасс «временно оккупированными территориями», однако по факту первый уже вошел (хотя и с нарушением всех возможных международных норм) в состав Российской Федерации, а второй – уже больше года контролируется украинской властью лишь частично. Помимо того, государство способствует желанию жителей указанных территорий вернуться под контроль Киева в основном только на словах. Если отбросить волонтерскую и международную гуманитарную помощь, становится очевидным, что между «кнутом» и «пряником» правительство выбирает первое.

Навести порядок на востоке Украины. Методы, к которым обратились Кабмин и Президент, к сожалению, не помогли вернуть под контроль крупнейшие города Донбасса – Луганск и Донецк с прилегающими к ним территориями. И хотя повторение этого сценария, к счастью, удалось предотвратить в Харькове, Днепропетровске, Запорожье и Одессе, ситуация в этих регионах далека от спокойной: повсеместно действуют группы диверсантов, время от времени происходят сепаратистские митинги.

Стабилизировать курс гривны. Это обещание было дано в июне 2014 года, когда за один доллар давали около 12 гривен. Уже тогда было понятно, что финансовую систему страны лихорадит, а сбережения украинцев, как и их платежеспособость, тают на глазах. Позже в правительстве начали кивать на НБУ, а глава Нацбанка Валерия Гонтарева после каждого очередного скачка доллара пожимала плечами, мол, война, сговор банкиров, делаем все, что можем... В конце концов, по итогам прошлого года украинская национальная валюта стала одной из самых быстро девальвирующих в мире.

Утвердить новый текст Конституции. Даже «Слово и Дело» сбилось со счета того, сколько раз премьер-министр обещал внести и утвердить изменения в Основной Закон страны. Однако Яценюк то ли не учел собственной политической неспособности договариваться с партнерами, то ли не принял во внимание требования псевдогосударственных новообразований на востоке Украины... Однако на самом деле процесс внесения изменений в Контитуцию сейчас только начинается.

Ввести безвизовый режим с Евросоюзом. Несмотря на то, что большинству украинцев и так не по карману путешествовать по Европе (почему – см. выше), дополнительные преграды в виде необходимости получения виз этому не способствуют. Более того, с началом конфликта на востоке Украины, диппредставительства ЕС стали еще менее охотно выдавать нашим согражданам разрешения на въезд. Кроме того, уже даже европейцы не смогли не отметить бездействия правительства Украины в этом вопросе, что нашло отражение в недавних выводах Еврокомиссии.

Чего страна больше всего ждет от Яценюка?

Индексация доходов населения. Даже в наше время, когда в стране фактически идет война, все же главный вопрос, который интересует людей: за что им жить. Особенно, когда цены из-за девальвации гривны подскочили в разы, коммунальные тарифы «благодаря» требованиям МВФ выросли, а зарплаты и пенсии остались на том же уровне. Впрочем, выполнение этого обещания, которого так ждут украинцы, Яценюк отложил на конец 2015 года.

Компенсация повышения тарифов на коммунальные услуги. По словам главы правительства, на них будет претендовать примерно треть населения страны. Хотя кому на самом деле удастся избежать подорожания, а кому – придется платить за ЖКУ сполна – не знают ни люди, ни, кажется, сами чиновники, которые, судя по всему, дорабатывают систему льгот уже по ходу работы.

Независимость от российского газа. В начале сентября 2014 года премьер-министр Яценюк заявил, что уже в ближайшие 5 лет Украина «соскочит с газовой иглы» Кремля. Избавиться от энергетической зависимости такого капризного и авторитарного партнера, как Россия, действительно было бы большой победой для украинского правительства. И если Яценюку все-таки удастся довести начатое до конца – либо путем тотальной энергомодернизации, либо же наращиванием реверса из Европы – это достижение точно войдет в новейшую историю Украины.

Привлечение к ответственности преступников при власти. Заставить коррупционеров, коллаборационистов и виновных в расстрелах на Майдане и впоследствии – в событиях на востоке и юге Украины, не просто быть обвиненными, а ответить перед законом – еще один чрезвычайно важный запрос общества нынешнему правительству. И пусть не вся правоохранительная и судебная система подчиняется Кабмину, Яценюк так же, как и Президент с генпрокурором, будет нести ответственность за это перед согражданами.

Военное положение в случае несоблюдения перемирия на Донбассе. Состояние «ни войны, ни мира», к которому за последний год уже привыкли в Украине, рано или поздно должно завершиться либо тем, либо другим. Локальный конфликт, в котором во время официального перемирия ежедневно погибают минимум по несколько защитников Украины, не может продолжаться вечно. А значит, если Киев не собирается отказываться от претензий на Донбасс, а Москва – от давления на Украину и Европу с помощью псевдогосударственных образований ДНР и ЛНР, руководству страны все-таки придется идти хоть на какие-то решительные шаги. Вероятно, в Украине не будут возражать, если таким шагом станет введение миротворческого контингента и проведение демократических выборов на Донбассе... Однако в реальность этого плана, кажется, не верят даже на печерских холмах.

Алина Костюченко, специально для «Слово и Дело».

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО