Почему Донбасс обречен оказаться в «плену» миротворческого контингента?

Военное противостояние на Донбассе снова набирает обороты. Ежедневно в Генштабе фиксируют нарушения выполнения комплекса мероприятий по достижению мира, которые не без усилий были подписаны во второй раз в Минске в феврале 2015 года в формате «нормандской четверки» (Германия, Франция, Украина и Россия). Боевики квазигосударственных образований ДНР и ЛНР наращивают военное присутствие в регионе, регулярно нарушая договоренности по отводу тяжелого вооружения из зоны конфликта. Более того, позиции Украинской армии регулярно обстреливаются со стороны территорий, подконтрольных боевикам.

Понятно, что в такой ситуации украинская власть пытается действовать цивилизованными методами и предпринимает попытки во что бы то ни стало стабилизировать ситуацию на Донбассе. Согласно традиции, сложившейся после Второй Мировой войны, в случае, когда все возможности договориться между сторонами конфликта исчерпаны, участники могут прибегнуть к помощи мирового сообщества, которая поступит в виде миротворческого контингента. Мирный план Президента Украины Петра Порошенко по урегулированию конфликта на Донбассе с начала 2015 предусматривал несколько фаз: сначала прекращение огня, затем – отвод тяжелого вооружения, и наконец – введение миротворческого контингента на определенные по договоренности между враждующими сторонами территории. Возможность введения миротворческого контингента на территорию Донбасса станет одной из основных тем обсуждения между Петром Порошенко и канцлером Германии Ангелой Меркель во время официального визита украинского Президента в ФРГ 13-14 мая. «Я поднимал этот вопрос во время визита Генерального секретаря ООН в Украине. Мы будем говорить и во время наших встреч в Европе об учреждении миротворческой операции под эгидой Совета безопасности ООН, европейских сил безопасности, которые позволят нам обеспечить выполнение минских договоренностей», - уточнил детали визита Петр Порошенко во время встречи с военнослужащими накануне своей поездки в Германию.

Впрочем, договориться о введении миротворческого контингента на территорию Донбасса будет нелегко. До недавнего времени к этой идее отрицательно относилось руководство России, считая, что миротворческий контингент если и может быть введен, то только на базе российских миротворцев. Такая позиция неприемлема для официального Киева. По информации Администрации Президента, недавно во время телефонного разговора в контексте обсуждения «нормандской четверкой» путей мирного урегулирования Президент РФ Владимир Путин согласился с возможностью размещения миротворческого контингента на Донбассе. Правда, пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков несколько уточнил позицию, заявив, что Россия «никогда не отрицала идею введения миротворцев на Донбасс, но ее нужно обсуждать с самопровозглашенными «ДНР» и «ЛНР».

Сами руководители так называемых ДНР и ЛНР высказываются против любого размещения миротворческих контингентов без участия в миссии российских представителей. Эта позиция является серьезным осложняющим фактором для успешного проведения миротворческой операции, ведь в наличии у боевиков большое количество оружия и мощная армия наемников. «Для чего миротворцы будут сюда заходить? Для того, чтобы разнимать противоборствующие стороны? Ну если зайдет Российская Федерация – то я скажу «да». А если зайдет ООН, я посмотрю, как у них это получится. Такой армии в Европе нет, как у нас. По численности людей, прошедших не один десяток боев, в Европе просто таких подразделений даже нет. А здесь уже несколько десятков тысяч. Поэтому никаких миротворцев мы сюда не пустим», – ранее заявлял лидер боевиков ДНР Александр Захарченко. В Генштабе частично подтверждают военные мощности боевиков. «Личного состава Вооруженных Сил РФ – около 9 тысяч, всего, с учетом российских военных в составе НВФ – 43 тысячи», – рассказал о количестве личного состава армии боевиков заместитель командующего АТО Валентин Федичев.

По состоянию на 2015 год, всего в разных уголках планеты работают 16 миротворческих миссий. Мандат на проведение миротворческой операции должен дать Совет безопасности ООН. В общем Россия, как член Совбеза ООН, может ветировать решение о введении миротворческого контингента на Донбассе. Следует также учитывать и исторические обстоятельства функционирования миротворческих миссий: как правило, они не предусматривают решения конфликта, а только «замораживают» его на определенное время. В марте Верховная Рада поддержала обращение Президента и СНБО в ООН и ЕС с просьбой ввести миротворческий контингент в зону боевых действий на Донбасс.

Еще двумя серьезными вызовами на пути к проведению миротворческой операции на Донбассе являются необходимость большого количества миротворцев и средств. Пока Министерство иностранных дел Украины ожидает прибытия в страну специальной миссии для оценки необходимого количества и объема миротворческого контингента для отправки на Донбасс, эксперты подсчитали, что для успешного функционирования миссии нужно не менее 21 тысячи человек и 1,2 миллиарда долларов на годовое содержание миссии. К слову, официальная позиция Украины предусматривает, что миротворческая миссия должна быть многонациональной (кроме представителей России, как «государства-агрессора»), а желаемый формат – это полицейская миссия ЕС. «Это будет наиболее эффективным гарантом безопасности в ситуации, когда слово мира не соблюдаются ни Россией, ни теми, кого она поддерживает», – отметил Петр Порошенко на одном из заседаний СНБО во время обсуждения темы введения миротворцев на Донбасс.

Решение военного противостояния на Донбассе путем введения миротворческого контингента – не лучшее для Украины с позиции защиты национальных интересов. Однако пока такое решение ситуации будет выглядеть наиболее удачным с точки зрения экономического развития нашего государства (ведь введение миротворцев несколько снизит уровень расходов на содержание в постоянной боевой готовности украинской армии в будущем), а также позволит сторонам конфликта выйти на другой уровень разрешения споров путем проведения дипломатических переговоров.

С другой стороны, мнения экспертов по поводу введения миротворческого контингента на Донбасс разделились: первые считают, что «тлеющий» конфликт будет выгоден России и ее сателлитам ДНР/ЛНР, другие – что формат миротворческой миссии также выгоден ЕС, поскольку европейские лидеры не желают решать «украинский вопрос» другим способом, третьи – что введение миротворческой миссии на территории Украины однозначно станет победой Украины на нынешнем этапе конфликта с квазигосударственными образованиями ДНР/ЛНР и их стратегическим партнером Россией. «Решение о введении миротворцев будет принято тогда, когда Россия увидит бесперспективность попыток прорвать украинский оборону силами вооруженных ею наемников. Тогда увеличивается вероятность того, что придется искать самим россиянам какой-то выход. Сейчас в их голове крутится силовое решение этого вопроса», – считает руководитель главного департамента Администрации Президента по вопросам гуманитарной политики Юрий Рубан. «Судя по последним заявлениям министра иностранных дел Германии Штайнмайера, Берлин и вся Европа (по крайней мере, большая ее часть) находятся в плену иллюзий, выдавая желаемое за действительное. Их мало интересует реальное положение Украины, они готовы довольствоваться формальным перемирием в Донбассе – и в этом их позиция, к сожалению, совпадает с желаниями Кремля. Киеву ни в коем случае нельзя мириться с такой позицией Европы», – придерживается иного мнения политолог Владимир Фесенко.

Очевидно, что РФ вместе с боевиками продолжит давление на официальный Киев и на позиции европейского сообщества с целью включить в состав миротворческого контингента представителей России. В случае реализации такого сценария, Петр Порошенко сохранит призрачную надежду на мир и собственные перспективы на дальнейшее президентство. Однако в стратегическом плане введение миротворческого контингента без дальнейшего решения конфликта в пользу Украины – безусловная постоянная угроза будущей территориальной целостности нашего государства. Единственный выход – вместе с введением миротворческого контингента, продолжать наращивать собственные военные и дипломатические силы с целью в подходящий момент возобновить законную украинскую власть на территории Донбасса и вернуть контроль за границами Украины до момента конфликта с сепаратистами.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело».

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО