Призраки реформ: с каким багажом политики собираются идти на летние каникулы?

За годы независимости украинские политики овладели незаурядным мастерством в умении соревноваться в популизме. Период предвыборной борьбы – любимая стихия для наших кандидатов в новом противостоянии за распределение властного ресурса. А вот любая системная работа с учетом дельных замечаний оппонентов в межвыборный период – слабая сторона наших политиков. Даже получив беспрецедентный кредит доверия, они продолжают междоусобные войны за распределение ресурсов, а иногда и устраивают настоящие медийные войны.

А вот пошагово следовать мировой практике демократических стран, оказывается, слишком сложная задача и для нардепов, и для чиновников Кабинета министров, и для Президента. Свидетельство тому – буксование с проведением качественных изменений в правилах игры, по которым будет жить украинское общество. Для воплощения амбициозных желаний, в украинском политикуме сложилась уникальная благоприятная ситуация: имеем нового Президента, новую Верховную Раду со стабильным коалиционным большинством в 300 голосов, обновленный Кабмин, в котором некоторые из министерств возглавили иностранцы с западным образованием, финансовую помощь стран Запада. Единственное неблагоприятное обстоятельство – война на Донбассе с растущей вероятностью к усилению военных действий на остальной территории восточной Украины.

Впрочем, даже в период «затишья» на Донбассе, новая власть не демонстрирует ускорения в воплощении заветных реформ. Пожалуй, именно этого так ждут украинцы: не пустых разговоров, а реальных шагов, пусть даже впоследствии они окажутся ложными. Список из 17 реформ четко сформулирован 5-ю фракциями парламента 8-го созыва в конце 2014 года в коалиционном соглашении, а затем – в январе 2015 года – закреплен указом Президента в стратегии развития Украины на период до 2020 года – «Стратегии-2020». Благодаря усилиям чиновников Администрации Президента свою работу начал Национальный Совет реформ, который возглавил Петр Порошенко и в который вошли министры, нардепы, чиновники АП, секретарь СНБО и представители общественности.

Войдя в привычную и удобную для себя цикличность, когда между каждыми новыми выборами проходит 1-2 года, отечественные политики, очевидно, не проигнорируют возможность как следует отдохнуть летом, чтобы осенью с новыми силами возобновить свои потуги в реализации реформ. Традиционно, летняя пора – период затишья и подготовки к осеннему сезону. Как и в прошлом, в этом году летний период ознаменуется еще и подготовкой к очередным выборам – на этот раз в местные органы власти. Поэтому прогноз для дальнейшего проведения реформ – неутешительный: к сожалению, зимне-весенний период активности зафиксировал полную несостоятельность и низкую эффективность всех ветвей власти во внедрении ключевых реформ, на которые так надеется украинское общество.

Уже в начале апреля заместитель главы Администрации Президента и секретарь Нацсовета реформ Дмитрий Шимкив отчитывался о неутешительных темпах внедрения изменений в стране: за полгода только 15 из 290 обязательств коалиционного соглашения были выполнены. Причем, меньше всего изменения коснулись реформирования энергетического сектора и системы налогообложения. Кроме того, недостатком коалиционного соглашения является то, что в нем не прописаны четкие сроки выполнения тех или иных реформистских шагов.

Стоит выделить несколько ключевых направлений по внедрению реформ, где усилий и нардепов, и чиновников, и Президента пока явно было сделано недостаточно. Очевидно, основной массив работы над подготовкой и проведением реформ продолжится только осенью – уже после местных выборов. И даже в случае успешного утверждения этих изменений, украинское общество сможет почувствовать эффект еще не скоро.

Наиболее наглядно это можно продемонстрировать на примере реформы правоохранительных органов. К сожалению, сделано крайне мало: первый заместитель министра внутренних дел Эка Згуладзе лично контролирует пилотный проект по подготовке патрульной службы, эффективность работы которой уже в июне этого года она обещала продемонстрировать в пределах столицы. В свою очередь, и премьер-министр Арсений Яценюк, и глава МВД Арсен Аваков уверены, что основные законы об изменениях в работе правоохранительных органов будут приняты Верховной Радой до конца мая этого года. В частности господин Аваков заявил, что к рассмотрению в ВР планируется подать пакет законопроектов – об органах внутренних дел, о национальной полиции, об особенностях оплаты труда отдельных категорий работников органов внутренних дел, о сервисных услугах и сервисных центрах органов МВД, и о совершенствовании регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Впрочем, эксперты отмечают, что до сих пор в парламенте был зарегистрирован только 1 законопроект – №1692-1 «О полиции и полицейской службе» еще в январе этого года. Пока остается загадкой, что именно имел в виду министр Аваков, говоря о целом ряде подготовленных законопроектов.

Еще один пример – децентрализация и региональная политика. На этом поприще до сих пор продолжается «подготовительный этап»: разрабатываются проекты законов «О местном самоуправлении», «О местных органах исполнительной власти», «Об органах самоорганизации населения», «Об административно-территориальном устройстве», «О полиции местного самоуправления». Основной недостаток подготовительного этапа – отсутствие серьезной коммуникативной составляющей с общинами на местах. О введении реформы слышали уже все, а вот какие конкретные шаги для ее осуществления нужно будет воплотить – пока неясно. При этом, ответственный за проведение реформы – вице-премьер-министр – министр регионального развития, строительства и ЖКХ Геннадий Зубко уже успел пообещать, что реформа будет завершена до конца 2015 года.

Откровенно игнорируется реформа избирательной системы. Выглядит так, как будто новой власти удобно и выгодно проводить выборы по старому избирательному законодательству. Источники финансирования политических партий, открытые партийные списки – эти вопросы останутся не решенными и в 2015 году. Не произошло качественных изменений ни в медицинской отрасли, ни долгожданных изменений в налогообложении. Кроме того, эксперты констатируют очередной провал украинской делегации на саммите «Восточного партнерства» в Риге: новой власти до сих пор не удалось предложить четких действий со стороны Украины для дальнейшей либерализации визового режима со странами ЕС.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело».

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО