Народные депутаты и государственные чиновники высших эшелонов не стесняются публично обсуждать уровень своих заработных плат. Мол, проблема в том, что уровень вознаграждения за труд – слишком низкий, поэтому и идут в политику или состоятельные люди, или с четкой коррупционной целью для собственного обогащения.
Впрочем, иногда журналистам удается случайно стать свидетелями настоящих масштабов финансовых дел народных избранников. Так, на днях журналист Влад Содель на своей странице в Facebook выложил интересную фотографию, на которой пользователи соцсетей могут наблюдать за смс-оповещением о балансе банковского счета одного из народных избранников. Так, за несколько минут нардепу из неизвестных источников было начислено сумму в 2 миллиона гривен.
Таких примеров множество. Образ жизни, который ведут народные избранники и государственные чиновники, не соответствуют цифрам, зафиксированным в декларациях о доходах. Ложь в глаза гражданам на самом высоком государственном уровне продолжается все 23 года независимости, в том числе и сейчас – после Революции Достоинства и в условиях войны на Донбассе.
Согласно закону «Об основах предотвращения коррупции», заполнение декларации об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера является обязательным для граждан, которые хотят занять государственные должности в исполнительной власти, судах и представительных органах. Спикер нового парламента Владимир Гройсман в начале этого года обязал всех нардепов не просто заполнить декларации в обязательном порядке, но и обнародовать их на официальном сайте ВР. Народные депутаты прислушались к словам спикера, однако проверить правдивость этих данных пока никто не уполномочен.
Сам спикер в своей декларации за 2014 год указал совокупный доход в 1 миллион 571 тысячу гривен, а членов его семьи – 1 миллион 447 тысяч гривен. Вообще все первые лица государства являются людьми бедными: они получают приличные зарплаты, которые, впрочем, меркнут на фоне их пассивных доходов от дивидендов, депозитов, акций. Также в их собственности и в собственности членов их семей есть как минимум несколько объектов недвижимости, ценные машины и другое имущество. На его содержание также идут существенные средства.
Например, премьер-министр Арсений Яценюк в своей декларации за прошлый год указал доход в 1 миллион 147 тысяч гривен. Президент Петр Порошенко указал доход в 368 миллионов 943 тысяч гривен. Министр внутренних дел Арсен Аваков задекларировал 1 миллион 280 тысяч гривен, генеральный прокурор Виктор Шокин за 2014 год получил 950 тысяч 786 гривен дохода, а председатель Нацбанка Валерия Гонтарева – более 26 миллионов гривен.
Не отстают и народные депутаты, причем даже из числа бывших журналистов и общественных деятелей. Так, лидер фракции «Радикальной партии» Олег Ляшко задекларировал 1 миллион 14 тысяч гривен, народный депутат от «Самопомощи» Анна Гопко задекларировала 269 тысяч гривен доходов в 2013 году, а также земельный участок и 4 квартиры, бывший журналист Сергей Лещенко указал, что за прошлый год получил 391 тысячу гривен доходов в Украине и 873 тысяч гривен из-за рубежа.
Настоящих богачей достаточно в каждой из депутатских фракций и групп. Так, нардеп от «Блока Петра Порошенко» Ярослав Дубневич задекларировал 1 миллион 147 тысяч гривен, 9 земельных участков, 8 домов, 3 квартиры, один гараж и другую недвижимость, а руководитель депутатской группы «Экономическое развитие» Виталий Хомутынник указал более 64 миллионов гривен доходов. Не следует забывать и о колоссальном количестве задекларированных сокровищ судей: так, «Слово и дело» уже писало о том, что общая стоимость автопарка судей ВАСУ по данным на 2013 год составляет $ 1 миллион 468 тысяч, почти столько же приходится на стоимость авто их семей – $ 1 миллион 466 тысяч.
Самое интересное состоит в том, что, несмотря на экономический кризис, почти все представители действующей власти сумели в 2013-2014 годах улучшить свое материальное положение. К примеру, Петр Порошенко в 2013 году декларировал около 52 миллионов гривен доходов, а в 2014-м – в семь раз увеличил свой доход. Глава Администрации Президента Борис Ложкин в 2013 году указал 9 миллионов 200 тысяч гривен, а в 2014-м совокупный доход его семьи составил уже 94 миллиона гривен, нардеп от «Народного фронта» Татьяна Чорновол в 2013 году указала свой доход на уровне всего 10 тысяч гривен, тогда как в 2014 году общий семейный доход бывшей журналистки и общественной деятельницы составил 1,3 миллиона гривен. Конечно, у всех декларантов есть вполне логичное объяснение происхождения этих средств и, конечно же, честная демонстрация финансовой отчетности перед обществом вызывает только уважение. Однако, как это ни парадоксально, но получается, что приход к власти только увеличил материальное положение вчерашних политиков-революционеров и борцов против режима экс-президента Виктора Януковича.
Для сравнения, минимальная зарплата в Украине по состоянию на 2015 год составляет 1218 гривен, а прожиточный минимум – 1776 гривен.
Вся история с декларированием своих доходов имеет целью не громкий пиар или банальное выяснение финансового состояния тех граждан, которые идут во власть, а преследует значительно более практичную цель – мониторинг и контроль за финансовыми делами чиновников, что должно препятствовать их коррупционным действиям. К сожалению, нынешние декларации не имеют ничего общего с данными обязательствами. Например, за подачу в декларации недостоверных сведений в настоящее время предусмотрена только административная ответственность. Сами декларации подвергаются арифметическому анализу на сопоставление результатов, однако никаких конкретных санкций за любое несоответствие данных не предусмотрено.
Надежды на изменения связывают с деятельностью Национального антикоррупционного бюро. Кроме того, эксперты уже неоднократно указывали на то, что необходимо разработать новую процедуру мониторинга расходов чиновников. Ведь задекларировать можно одну сумму, а потратить – значительно большую. И хотя нынешние декларации для заполнения предусматривают перечень имущества, доходов, расходов и обязательств финансового характера, именно расходы – наиболее важный пункт этого перечня – не декларируются власть имущими. Как известно, еще в мае 2014 года премьер-министр Арсений Яценюк и президент Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу подписали соглашение о финансировании так называемого контракта для Украины по развитию государства. Один из пунктов выполнения этого соглашения, а именно об уровне порядочности госслужащих, предусматривает и выполнение обязательства по обязательному внедрению эффективной системы проверки деклараций об активах, доходах и расходах государственных служащих.
В Европе, США, Канаде, Японии, Китае и других развитых странах декларирование доходов и корреляция их с уровнем жизни того или иного чиновника является темой не только для публичного обсуждения, но и тщательного контроля для специальных фискальных органов. Но для внедрения такой традиции и соответствующей системы необходимо не только время, но и политическая воля на самом высоком уровне. Пока остается лишь констатировать, что декларация о доходах для отечественных политиков и чиновников остается формальным документом, который они неохотно заполняют, чтобы не чувствовать себя «белыми воронами» и не вызывать слишком скандальных упоминаний в СМИ.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело».
***
Редакция «Слово и Дело» может не разделять точку зрения автора. Редакция не отвечает за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль ее носителя.