Как известно, гора не идет к Магомету, но нынче такие стремные времена, что случается всякое. Да и Магомет сейчас такой, хоть лопатой шевели. Обычно политики неустанно окучивают публику своими коммуникационными инициативами, пытаясь создавать впечатление своей исключительной общественной полезности, мозоля собою глаза и уши избирателей. Но Виталий Кличко не таков, он мужественно скромен и молчалив, либо немногословен и монологичен, поэтому киевская общественность в лице двух десятков общественных организаций потребовала от мэра открытой пресс-конференции. Накопилось, накипело.
Инициаторы пишут, что «Киев находится в состоянии управленческого, инфраструктурного и коммуникационного кризиса, который усиливается войной, обстрелами и социальной напряженностью». Тут бы Виталию Владимировичу в глаза и посмотреть пристально, как перед боксерским поединком. Потому что война и обстрелы – обстоятельства внешнего характера, а три отмеченных кризиса неизменно сопровождают деятельность городского головы все одиннадцать, скоро двенадцать лет на должности. Чрезвычайные обстоятельства просто вывернули эти неприглядные потроха наружу, уже при всем желании их игнорировать больше невозможно. Если раньше грешки и огрехи деятелей, причастных к городскому управлению, убивали внешний облик и инфраструктуру столицы, то теперь оборачиваются прямой угрозой жизни и здоровью живущих здесь людей, умножая горе, которое несет внешний враг.
Правда, не очень понятно, чего хотят услышать от мэра общественные активисты. Его видение «строительства новой жилищной недвижимости и мостостроительной политики; решения проблемы долгостроев; сохранения исторического и архитектурного наследия столицы; модернизации жилищно-коммунальной инфраструктуры; развития транспортной системы города; создания безбарьерного городского пространства; сохранения природных объектов и экосистем столицы в условиях войны; поддержки Сил Обороны Украины, ветеранов и их семей» запечатлено в картинке, которую может наблюдать каждый. Все ответы даны киевлянам в повседневных ощущениях. Кличко, известный златоуст, мучительно выдавит пару домашних заготовок, вроде последней, в которой он виноват в плохой погоде, а за хорошую его забывают поблагодарить, ха-ха, не будьте строги, юмор супертяжа.
Мурыжить городские власти острыми вопросами нужно было раньше, причем неустанно, всегда и неотвязчиво, тогда бы Киев не оказался в нынешнем положении. Город, за который не борются горожане, становится добычей стервятников. У Дениса Бигуса, чья команда в прошлом году сняла подробное расследование масштабных махинаций с земельными участками в Киеве, в последних сериях появляются нотки отчаяния: общественный резонанс оказался несопоставим с ошеломительным характером разоблачений, которые должны были, казалось, снести всю городскую власть, включая на корню продажный горсовет, к чертовой матери. По большому счету, никакого общественного резонанса и не было.
Кроме путина, который хочет посадить здесь своего гауляйтера, Киев, кажется, не нужен никому. Да и местному ворью он не очень интересен. Шалва Чигиринский, московский застройщик 90-х – начала 2000-х, бывший в доле с властями российской столицы, вспоминал в недавнем интервью Дудю, что Юрий Лужков и его первый зам Владимир Ресин, профессиональные строители, максимально вложились в радикальную перестройку и обновление системы коммунальных коммуникаций Москвы, что позволило им потом получать баснословные коррупционные прибыли от новых проектов. Наши тырят по мелочи, врубаясь в ветхие коммуникации, втыкая многоэтажки в старые дворы, на месте общественных туалетов строя супермаркеты. Что такое древняя, еще советская инфраструктура жизнеобеспечения Киева, мы сейчас имеем возможность уяснить во всей гамме эмоций под ракетно-дроновым прессингом.
Нет, делать из Кличко большего козла отпущения, чем он является, не следует, хотя куда, казалось, больше. Его отвратительные отношения с Зеленским ничуть не оправдывают последнего. Когда заложниками того, что мальчики друг друга на нюх не переносят и не встречаются годами, становятся Киев, столица воюющей страны, и его жители, включая, кстати, и правительственный квартал, это характеризует управленческие качества и президента Украины, и его правительства, которые вдруг, к исходу четвертого года войны, столкнулись с тем, что главный город оказался не готов к ударам по болевым точкам. Не нужно иллюзий, будто Киев можно было полностью прикрыть, но значительно понизить его уязвимость все ответственные лица были просто обязаны, не перепихивая ответственность друг на друга, а умножая общие усилия. Но это будто из области ненаучной фантастики.
Ярким маркером ненужности Киева является многолетнее отсутствие политических фигур, громко и постоянно заявляющих претензию на место городского головы, выявляющих столичные проблемы и предлагающих альтернативное решение, неустанно ткущих сюжет «Я лучше Кличко!». Перед выборами десятка полтора претендентов объявится, командированных какими-то партиями или простимулированных кошельками, сидящими в киевских схемах, что, впрочем, чаще всего одно и то же, но чтобы по зову души бороться за Киев как за саму/самого себя, за место воплощения своих удивительных урбанистических мечтаний и управленческих амбиций, – нет, пока не наш случай. И за это нам всем Кличко.
А так-то да, с паршивой овцы хоть пресс-конференцию.
Леонид Швец, специально для «Слово и дело»
Подпишитесь на наш Telegram-канал, чтоб отслеживать самые интересные и эксклюзивные новости «Слово и дело».
Визуальная аналитика от редакции «Слово и дело» – в Telegram-канале Pics&Maps.