В Украине уже продолжительное время наблюдается дефицит топлива. Купить его можно, но в ограниченном количестве и простояв в длинной очереди. Еще в конце апреля в правительстве обещали решить эту проблему, хоть и с ростом стоимости. В конце концов, цены на украинских АЗС выросли, а проблему так и не решили. «Слово и дело» вместе с экспертом разбиралось, почему ситуация все еще остается напряженной и на какие шаги должно принять правительство.
Что происходит с топливом на АЗС
Топливо по талонам, огромные очереди, ограниченный отпуск и отсутствие цен на показ. Это если коротко.
На некоторых заправках встречаются цены более 50 грн за литр. Но при этом приобрести топливо так просто нельзя – либо только «для своих», либо по специальным талонам на определенное количество бензина. А, собственно, талоны тоже еще нужно достать.
В больших АЗС приобрести топливо можно через приложение – то есть через собственную карточку лояльности. Но тоже с ограничениями.
К примеру, OKKO. На АЗС заправляют топливом PULLS 95 и PULLS Diesel от 15 до 30 л в одно авто клиентов, имеющих карту Fishka. Отпуск топлива без этой карты прекратили с 5 мая.
Лимит устанавливается на одну заправку. Заправиться можно три раза в день, но с интервалом не менее 3 часов.
Что касается бензина А-95 и ДП – заправляют по топливным картам и талонам. На автогаз ограничений нет. Какие ограничения действуют на конкретной АЗС, можно посмотреть здесь.
Сеть WOG. С 9 мая они увеличили ограничение до 20 л в сутки для частных клиентов и только при наличии карты лояльности PRIDE (рассчитаться можно и наличными, и картой).
Приобрести топливо или посмотреть цены можно в приложении, но они не точные.
Актуальные ограничения на каждой АЗС можно посмотреть на карте.
Сеть UPG. Здесь купить топливо можно и за наличные, и оплатить банковской картой. Но ограничения разные в зависимости от типа транспорта и наличия приложения:
- upg95 и upg100 со сканированием приложения/бонусной карты UPGgood – 20л, без сканирования – 10л;
- upgДП со сканированием приложения в легковой транспорт – 20л, без сканирования – 10л. В крупногабаритном транспорте – 100 л.
Онлайн, талонами или топливной картой (литровый кошелек для юридических лиц и ФЛП) можно приобрести 20 литров А-95 и 20 литров euroДП (в легковой транспорт).
На газ нет ограничений. Одно авто можно заправлять один раз в день.
Сеть БРСМ-Нефть. Купить горючее можно в топливном кошельке, в приложении. Однако на АЗС рекомендуют делать это уже по приезде на заправку, чтобы убедиться в наличии топлива. Срок действия топлива в кошельке – двое суток.
Здесь также действуют свои ограничения: бензин отпускают до 20 литров, газ – до 30, а дизтопливо – до 50 литров.
В приложении цена превышает максимальную наценку, которую разрешает государство.
В KLO действуют ограничения при заправке по топливным талонам на 40л, в свободной продаже бензина нет. Приобрести талоны можно в официальных представительствах компании.
На первом месте прибыль: почему возникла такая ситуация на АЗС
5 мая Министерство экономики обновило предельную стоимость бензина и дизельного топлива. Так, с учетом максимально допустимой наценки, цена за бензин не должна превышать 37,69 грн/л за бензин и 42,63 грн/л за дизель.
Стоимость премиального бензина не ограничивается, но только если на заправке продается также «обычный бензин». Если нет, премиальный бензин можно продавать с надбавкой в 5% к цене обычного, то есть 39,57 грн/л за бензин и 44,76 грн/л за дизель.
Директор специальных программ научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев в комментарии «Слово и дело» подчеркнул, что сложившаяся в настоящее время ситуация на АЗС это результат отсутствия контроля со стороны государства.
«Государство убрало все меры надзора и рыночного контроля, запретило проверки бизнеса, прекратило проверки качества нефтепродуктов и думает, что все такие сознательные и патриоты, что если Минэкономики попросит установить определенные цены, то все сразу это сделают. Но никто этого делать не будет, ведь главное сохранить доходы», – отметил Рябцев.
С 13 марта Государственная экологическая инспекция прекратила государственный надзор, в частности, отбор образцов горючего на украинских АЗС.
Там отметили, что меры государственного рыночного надзора с 24 февраля не проводились только на тех территориях, где происходили активные военные действия, а с 13 марта в целом прекратили по Украине – на период военного положения.
«С недели на неделю» уладят: как власти комментируют дефицит топлива
Начнем с того, что еще 29 апреля министр экономики Юлия Свириденко заявила, что в течение следующих 7 дней дефицит горючего будет ликвидирован, поскольку у операторов законтрактованные объемы на территории Западной Европы.
Тогда она отмечала, что дефицит горючего произошел в частности из-за того, что в течение последних трех недель враг наносил сокрушительные удары по топливной инфраструктуре Украины.
В то же время Геннадий Рябцев отметил, что и разрушение заводов, и нефтебаз произошло уже полтора месяца назад и ничего с тех пор не изменилось.
«Более того, как только была разрушена нефтебаза возле Василькова, было ясно, что одной из целей россии является разрушение нефтепродуктовой инфраструктуры. И тогда уже были разработаны рекомендации, в частности, и для участников рынка о том, что нужно переводить собственные логистические цепочки на военные рельсы и забыть о том, что можно было накапливать большие запасы нефтепродуктов в фиксированных местах и переходить на «снабжение с колес», – отметил эксперт по вопросам энергетики.
Однако, по его словам, участники рынка не проявили соответствующей готовности это делать, а правительство не стимулировало их к этому, поэтому в конце концов получило то, что получило.
Следовательно, в течение указанной недели проблему решить не удалось. С соответствующими вопросами к Свириденко обратился уже президент Владимир Зеленский.
«Если мы посмотрим на импорт, Украина за последние 5 дней ввозит немного больше, чем потребляет. Европа оказалась не готова к части логистики. У нас узкое место – это европейские порты (где возникают пробки, – ред)», – отметила тогда Свириденко.
На заседании Конгресса местных и региональных властей 4 мая министр экономики вновь повторила, что ощутимый дефицит горючего возник из-за уничтожения российским агрессором мощностей Кременчугского НПЗ и ряда нефтебаз.
Она подчеркнула, что Кабмин постоянно сотрудничает с операторами рынка, чтобы понять потребности и найти пути устранения дефицита. При этом, по ее словам, на рынке нефтепродуктов сейчас фиксируется чрезмерный спрос, который может быть вызван паникой среди населения из-за временного дефицита.
В начале мая председатель комитета Верховной рады по вопросам энергетики и ЖКХ Андрей Герус озвучил прогноз, что уже в ближайшее время «рынок настроится, и поставки из Европы будут ритмичнее».
«Возможно, в течение недели еще будет напряженная ситуация. Но с середины мая ожидается улучшение, потому что идет ресурс, уже законтрактованный и транспортируемый в Украину. Ожидается, что во второй половине мая ситуация улучшится», – добавил глава комитета.
А вот секретарь Совета национальной безопасности и обороты Алексей Данилов в начале места объяснил дефицит горючего так:
«Компании, к сожалению, не рассчитали на такой патриотизм нашего населения, которое начало быстро возвращаться в свои дома. Люди приехали домой, поэтому был спрос на горючее, потому произошла такая нестандартная ситуация. Думаю, что в ближайшее время ситуация уладится».
Как планируют решать проблему с дефицитом
Заместитель руководителя Офиса президента Ростислав Шурма сообщил, что объемы импорта топлива в Украину соответствуют темпам ежедневного потребления бензина и дизеля на заправках, а ситуация «ежедневно будет улучшаться».
По его словам, будет создан дополнительный стратегический запас топлива, который невозможно будет разбомбить и разрушить, обеспечив стабильность и наличие нефтепродуктов на ближайшие месяцы вперед.
В свою очередь премьер-министр Денис Шмигаль заявил, что правительство максимально упрощает завоз топлива в Украину и расширяет географию его получения.
«В частности, во время заседания Кабинет министров согласовал необходимые регламенты для завоза горючего из Азербайджана, стран Персидского залива и Ближнего Востока», – сообщил премьер.
В Минэкономики сообщили, что сейчас переориентируют Украину на другие маршруты поставок.
«В результате увеличили объемы автоперевозки горючего в мае к марту в 15 раз, железнодорожные и речные – в 5 раз», – заявила министр экономики Юлия Свириденко.
По ее словам, этого увеличения пока недостаточно, ведь в мае ожидается гораздо большее потребление. Пока правительство может способствовать обеспечению необходимых на май 120 тысяч тонн бензина.
Еще один «важный шаг для преодоления кризиса», который отмечают в Минэкономики – так называемые польские договоренности.
Так, как отметили в ведомстве, есть потенциальная возможность присоединения к Польскому ресурсу нефтепродуктов из США, региона Амстердам-Роттердам-Антверпен, германских, скандинавских и балтийских нефтеперерабатывающих заводов. Доставляться горючее будет комбинированными видами транспорта.
По словам Свириденко, эти шаги «позволят в ближайшее время доставлять топливные ресурсы быстрее, что приведет к уменьшению очередей на украинских АЗС».
Однако Рябцев довольно скептически относится к подобным договоренностям, ведь пока нет конкретики.
«Взяли на форуме о чем-то поговорить – а какие там действительно решения можно было на форуме принять? Причем там Минэкономики? Оно что, дало распоряжение Госрезерву закупить горючее в Польше? Не было такого. На словах все нормально, но как оно действительно происходит, неизвестно», – отметил эксперт.
По его мнению, если бы было сказано условно, что подписали контракт между такими компаниями на поставку в течение года в конкретном количестве нефтепродукта – здесь понятно. А что значит «договорились об увеличении поставок с американских, польских и балтийских заводов» – непонятно, считает эксперт.
Каких шагов не хватает правительству
Эксперт по вопросам энергетики Геннадий Рябцев подчеркнул, что прежде всего, нужно понимать, что быстро проблему с топливом не решить.
«Ее решение затянули. Наверное, потому, что правительство слишком полагалось на участников рынка, которые обещали быстро диверсифицировать поставки. Но обещания оказались тщетными. Для того чтобы их выполнить, трейдеры захотели вообще убрать любое регулирование на этом рынке и отпустить их в свободное плавание, и только тогда они что-то там смогут обеспечить», – рассказал эксперт.
По его словам, когда недостаток горючего стал понятным, то правительство пыталось принять какие-то меры, но поскольку оно раньше не занималось этим рынком и его проблемы не находились на повестке дня, а действовать нужно было быстро, то все действия свелись к точечным улучшениям вместо комплексных мер.
«Поэтому мы сейчас имеем действительно ослабление требований к транспортным компаниям, ускорение пересечения границы бензовозами и вагоноцистернами, уменьшение бюрократических преград, определенные договоренности пока непонятного характера с Польшей. Но это все», – отметил Рябцев.
Он подчеркнул, что до сих пор нет ответов на такие важные вопросы:
- сколько и какого топлива требуется;
- как эта потребность будет изменяться в течение года;
- какие сценарии развития событий и какие меры реагирования на эти сценарии;
- нет прогнозного прохождения грузов через пункты пропуска, то есть, распределения этих же бензовозов;
- непонятно, кто и сколько планирует завозить;
- нет понимания того, будет ли удовлетворен прогнозный спрос.
«Вот если бы ответы на эти вопросы были, тогда можно было бы сказать, что правительство преодолело проблему и обезопасило экономику от ее последствий», – считает эксперт.
Напомним, ранее в Министерстве аграрной политики заверили, что проблемы с нехваткой горючего в Украине не остановили посевную кампанию, хотя сейчас ситуация действительно сложная.
Анастасия Дячкина, специально для «Слово и дело».