Так называемый депутат российской госдумы Михаил Шеремет заявил, что наступила пора «восстановить Таврическую губернию», когда-то существовавшую в Российской империи. В состав «губернии» должны войти временно захваченные районы Запорожской и Херсонской областей. Таким образом, Россия предпринимает опасные попытки закрепиться на занятой территории.
Михаил Шеремет был избран депутатом российской госдумы от оккупированного Крыма. Это порождает сомнения в легитимности его полномочий. По сути дела, Михаил Шеремет – это предатель Украины, который весной 2014 года, во время захвата Крыма занимался формированием пророссийских отрядов «народной самообороны», а также участвовал в штурмах украинских воинских частей на полуострове. Сейчас этот человек продолжает свою антиукраинскую деятельность. Среди прочего, в интервью журналистам, он предложил «восстановить Таврическую губернию», когда-то существовавшую в Российской империи. В состав «таврической губернии» должны войти временно захваченные районы Запорожской и Херсонской областей.
По мнению Шеремета, это помогло бы восстановить «историческую справедливость», так как во времена Российской империи центром Таврической губернии был Симферополь, а в ее состав, помимо Крыма, входили приазовские районы нынешней Запорожской области, а также значительная часть нынешней Херсонской области, простирающаяся к течению Днепра. Такая ситуация сохранялась с 1801 по 1921 годы. Сейчас упомянутые районы, временно заняты вторгшимися российскими войсками, а Крым оккупирован.
Захваченные территории Херсонской и Запорожской области представляют ценность для российского агрессора. Во-первых, это часть сухопутного коридора в Крым, который отсекает Украину от Азовского моря. Во-вторых, захватив часть Херсонской области в нижнем течении Днепра, русские обеспечивают бесперебойное снабжение оккупированного Крыма днепровской водой. Есть и чисто военный аспект. Если украинская армия, которая ведет бои в окрестностях Херсона, сможет отвоевать город и перейти на другой берег Днепра – это поставит всю южную группировку российских войск в очень тяжелое положение. Как минимум, потому, что ВСУ получат возможность перехватить крымские перешейки, через которые идет снабжение российской армии, оперирующей на юге Украины.
Однако мало просто захватить территорию – ее нужно удержать. А вот к этому процессу русские не были готовы, ошибочно рассчитывая на то, что украинское население встретит их с цветами, а местные администрации запросто начнут сотрудничать с врагом, сохранив систему власти. Этого не произошло. Попытка создать так называемую «херсонскую народную республику» по типу «ЛДНР» провалилась из-за отсутствия исполнителей и народной поддержки. В Каховке и в Херсоне жители выходят на демонстрации под украинскими флагами, несмотря на то, что российские разгоняют такие собрания выстрелами. Поэтому заявления Шеремета насчет «таврической губернии» могут стать пробным шагом к тому, чтобы безо всяких «референдумов» присоединить регион к оккупированному Крыму и назвать все это «частью России».
Сценарий, безусловно, опасный для нашей страны, но так ли он осуществим? О том, что в Херсоне у русских не так все гладко, свидетельствуют сами русские. В частности, террорист Игорь Гиркин («Стрелков») опубликовал на своем телеграмм-канале интересные свидетельства одного из оккупантов, посетившего Херсон.
Визитер, якобы прибывший в город с «гуманитарной миссией», признает, что гражданской администрации в Херсоне как таковой нет, а российские ведомства «действуют несогласованно», без каких-либо «четких инструкций». В российской армии «бардак ужасный… никто ничего не понимает, решения спонтанны».
При этом настроения в городе – проукраинские, а в селах отношение к русским – «еще хуже, чем в городе». Объясняется это очень просто: максимум, что могут предложить людям оккупанты – это херсонский аналог полукриминального ОРДЛО. Украина же предлагает своим гражданам европейскую перспективу, ставшую еще более четкой в последние несколько недель. Находящиеся в здравом уме и трезвой памяти жители Украины, не променяют Евросоюз на ОРДЛО.
Появление пророссийской «таврической губернии» в такой ситуации маловероятно. Но с другой стороны, нельзя позволять русским задерживаться на новых захваченных территориях. Надежда на возвращение нормальной жизни у людей со временем может смениться принятием новой реальности, какой бы отвратительной она ни была.
Денис Попович, специально для «Слово и дело»