В Сирии назревают события, которые в перспективе могут иметь влияние на Украину. По данным некоторых СМИ, Анкара получила негласный ультиматум от Москвы ‒ под угрозой военного наступления вывести свои войска из сирийской провинции Идлиб. В ответ, турецкая сторона начала перебрасывать в Идлиб дополнительные силы, что в перспективе грозит прямым столкновением между турецкими и российскими войсками.
Для того, чтобы понять ситуацию, сложившуюся в провинции Идлиб на севере Сирии, нужно разобраться в сирийско-российско-турецком «винегрете». Итак, президент Сирии Башар Асад остается у власти при поддержке России, чьи войска официально находятся в Сирии с 30 сентября 2015 года, а также Ирана, направившего в Сирию своих «прокси». Турция и США продолжают поддерживать силы, которые хотят свергнуть режим Асада.
Одновременно Турция, Россия и Иран составляют так называемую «Астанинскую группу» по дипломатическому урегулированию войны в Сирии. При этом Турция поддерживает различные исламистские группировки, которые действуют в сирийской провинции Идлиб, занятой турецкими войсками. Эти группировки, в частности, Хаят Тахрир аш-Шам, являются прямыми врагами Башара Асада, который, пользуясь военной поддержкой РФ, желает их разгромить. На этом фоне Турция и Россия изо всех сил делают хорошую мину при плохой игре, не желая портить между собой отношения.
«Сирийский узел» становится еще более запутанным, если вспомнить о том, что США, желающие свергнуть Асада, поддерживают враждебные Турции курдские отряды народной самообороны. А курские вооруженные формирования являются важнейшим элементом оппозиционных Асаду сил, часть из которых, как мы уже выяснили выше, следует считать союзниками для Турции. Треугольник США – Турция – курды очень часто ведет к серьезным разногласиям между Анкарой и Вашингтоном, являющимися союзниками по НАТО.
На этом фоне в ряде СМИ появились сообщения о том, что Москва дала Анкаре неделю, чтобы вывести турецкие войска из провинции Идлиб. В ответ на это, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган отдал распоряжение о переброске в Идлиб дополнительных войск. В последние дни на север Сирии уже прибыли около 4 тыс. турецких военнослужащих и до 300 единиц бронетехники, которые размещены на вероятных направлениях наступления правительственных сил Сирии.
В этой ситуации наступление войск Башара Асада будет направлено, как против турецких «прокси», так и против подразделений регулярной турецкой армии, дислоцирующихся в Идлибе. Естественно, Башар Асад рассчитывает на помощь российского авиакрыла, базирующегося в Сирии. Россияне не откажут своему ближневосточному союзнику, но бомбить будут турецких «прокси». Но поскольку, как мы уже знаем, эти группировки активно поддерживаются турецкой армией, нет никакой гарантии в том, что российские бомбы не упадут на головы турецких военных.
А такой расклад грозит прямым столкновением между регулярными российскими и турецкими войсками в боях за сирийскую провинцию Идлиб. Напомним, что Турция является членом НАТО, но вряд ли Североатлантический альянс захочет ввязываться в сирийский «салат», где все воюют против всех. Тем более, что любые события в Идлибе вряд ли грозят территориальной целостностью самой Турции, а значит нет никакой необходимости запускать механизмы коллективной безопасности Альянса.
Так что в случае гипотетического прямого военного столкновения, Турция и Россия будут разбираться между собой. У Анкары есть важный козырь – возможность перекрыть черноморские проливы, благодаря опциям, которые предоставляет конвенция Монтре. Это может быстро вывести из игры российскую авиагруппировку в Сирии, которая лишится морских каналов снабжения топливом и боеприпасами. Оказавшись без российской поддержки с воздуха, наступающие сирийские войска могут быть быстро разбиты турецкими силами.
Правда, российско-сирийские силы тоже имеют шансы на блицкриг в Идлибе, что, в свою очередь, выведет из игры уже Турцию. Все это разгоняет маховик войны на Ближнем Востоке и теоретически может оказаться чрезвычайно выгодным для Украины, поскольку отвлечет внимание Москвы от украинской проблематики и создаст Киеву новое поле для дипломатических маневров. Звучит цинично, но в конфликте между двумя державами третья всегда получает шанс.
Денис Попович, специально для «Слово и дело».
Лучшие инфографики от аналитиков «Слово и дело» каждый день без лишнего текста – в телеграм-канале Pics&Maps.