Марш нелюбви. Колонка Леонида Швеца

Леонид Швецполитический обозреватель

Умение нашего брата-сестры из политизированной тусовки на пустом месте устроить хипеж хорошо известно, если же для него имеются основания, шум легко поднимается до небес. В случае с готовящимся маршем женских парадных «коробок» на каблуках основания, конечно, имеются, как и несколько эмоциональных пунктов.

Пункт первый – это глубокое почтение к украинской армии и всем, кто к ней имеет отношение. Женщины, которые имеют непосредственное отношение к армии, пользуются особым почтением, это пункт второй. Пункт третий, скорее, пунктик: у нас очень любят обсудить все, что касается внешнего вида других, тут все эксперты, поэтому неправильные платья, вышиванки, костюмы, особенно на неправильных людях, обсуждаются с известной долей экспрессии, некоторые комментаторы впадают в исступление. Неуважение к армии, которое узрели в неправильной обуви правильных женщин-военнослужащих, очень серьезная причина для возмущения.

По ходу, правда, выясняется, что туфли на небольшом каблуке – не какая-то обувь, специально подобранная с садистским намерением унизить женщину-воина, а вполне обычная часть парадно-выходной формы, утвержденной, если что, в 2017 году, когда еще никому в голову не могло прийти, что главнокомандующим станет руководитель студии «Квартал 95». Стоит ли заставлять женщин, да и вообще живых людей ходить строем – вопрос отдельный и гражданским людям непонятный, особенно тем, кто совсем не убежден в благотворном влиянии строевой подготовки на человека. О разнице в миропонимании кадровых военных и «пиджаков» давно известно и в соответствующих анекдотах увековечено: «Если вы, штатские, такие умные, то почему строем не ходите?».

Будучи тем самым «пиджаком», я в далекой юности строем немного походил. В нашем небольшом приднепровском городке была досаафовская школа юных моряков-речников, и пройтись в ее парадном строю на Седьмое ноября или Первое мая было и честью, и испытанием. Оркестр на время нашего прохождения замолкал, и над площадью разносился только звук мерно идущего строя. В морской форме, бескозырки, ленточки, знамя впереди, ах! Счастье пацанячье! Шаг мы старались печатать погромче. Конечно, чтобы достигнуть гипнотического эффекта слаженности, тренироваться начинали задолго до парада, и никакие строевые подготовки потом, уже в более взрослой жизни, где была военная кафедра, не шли с этой ни в какое в сравнение.

Собственно, свой небольшой, но памятный опыт позволяет сформулировать вопрос к нынешней полускандальной ситуации вокруг марша на каблуках: а нельзя ли украинской армии просто уйти от практики маршировки в прусском стиле, печатая шаг? Очень, знаете, убережет и обувь, и ноги. Да и времени будет больше на прочие важные военные дела, чем отработка правильной высоты ноги над брусчаткой.

Прусский шаг, который еще несколько презрительно называют гусиным, появился в восемнадцатом веке, когда и в атаку ходили в строю. Образцовая дисциплина и организация войск Фридриха Великого послужила образцом для прочих армий, в том числе для царской. Тактика ведения боя потом изменилась, но строевая муштра осталась как средство дрессировки деревенщины и превращения ее в «настоящих» солдат. Помните знаменитое: «Сено – солома»?

Имперские традиции бесконечных колонн, печатающих шаг, услаждая взор вождя, были подхвачены и фюрером, и дуче, и генеральными секретарями. Собственно, через советскую армию эта зараза проникла и в армию украинскую, и теперь мы зачем-то обсуждаем страдания наших женщин-военных с точки зрения удобной обуви, а не бессмысленности причины самих страданий.

Армии стран НАТО, куда мы собираемся двигаться ускоренным – ха-ха! – маршем, отказались от прусского шага, его остатки кое-где существуют лишь для отдельных ритуалов в исполнении специальных церемониальных подразделений и команд. Пройти военному человеку в строю, демонстрируя высшую степень достоинства, у них получается и без специальных выкрутасов, там и каблуки не помеха. А Украина, при всей демонстративной нелюбви ко всякой «имперскости», продолжает валять дурака и издеваться над своими солдатами обоих полов. Поменьше разговоров о любви к своим героям и защитникам, побольше зримых проявлений самой любви. Собственно, и ко всем гражданам, включая бесконечно штатских.

Леонид Швец, специально для «Слово и дело»

Лучшие инфографики от аналитиков «Слово и дело» каждый день без лишнего текста – в телеграм-канале Pics&Maps.

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО