Недавно стало известно о фактической остановке работы Павлоградского химического завода. Это предприятие «завязано» на нескольких важнейших проектах для Вооруженных сил. В частности, на производстве 300-мм корректируемой ракеты для комплекса «Ольха». Если информация о простое Павлоградского химзавода верна, то это – серьезный имиджевый удар по действующей власти, а также (и это самое главное) – по боевым возможностям Вооруженных сил Украины. А в условиях планируемого сокращения расходов на оборону ситуация выглядит и вовсе тревожной.
Павлоградский химический завод является одним из смежников в производстве компонентов для 300-мм корректируемой ракеты комплекса «Ольха». Этот комплекс разработан киевским КБ «Луч» на основе мощнейшей советской реактивной системы залпового огня 9К58 «Смерч». Принят на вооружение украинской армии в 2018 году. Первые варианты «Ольхи» обеспечивают поражение противника на дальности до 70 км. Однако сейчас существует и более дальнобойный вариант этой системы – «Ольха-М», способный поражать врага на расстоянии до 120 км. Так что «Ольху» смело можно считать весьма успешным «кейсом» украинской оборонки. Тем более, что разработан этот комплекс был в весьма сжатые сроки – от первых испытаний в 2016 году и до принятия на вооружение первого варианта РК «Ольха» прошло всего два с половиной года.
Помимо «Ольхи», Павлоградский химзавод играет важнейшую роль, как производитель новых типов топлива для ракет в программах модернизации ПЗРК «Игла» и ПЗРК «Стрела-2М», авиационных ракет класса «воздух-воздух» Р-27, а также ракет «Тайфун» для реактивных систем залпового огня. Кроме того, этот же завод принимает участие в развертывании производства дефицитных, но очень нужных для армии 152-мм артиллерийских снарядов. Другими словами, это важнейшее предприятие украинского ОПК, которое сейчас, из-за отсутствия заказов залезло в долги (156,8 млн грн чистых убытков). Это, по данным СМИ, вынуждает увольнять сотрудников и останавливать производственные мощности.
Почему возникла такая ситуация? Отчасти пояснение можно найти в заявлениях Главнокомандующего ВСУ Руслана Хомчака. В конце ноября 2020 года господин Хомчак сообщил, что на складах лежат 98 ракет «Ольха», которые армией не используются. А в условиях ограниченного финансирования приходится расставлять приоритеты и требовать того, в чем войска, которые ведут боевые действия на Донбассе, нуждаются в первую очередь. В этот перечень запрещенная Минскими соглашениями 300-мм ракетная система не входит. Очевидно, эта логика и легла в основу формирования госзаказа, оставив «за бортом» и «Ольху», и прочие перспективные проекты, заодно «утопив» в долгах и предприятие, которое этим занимается.
Но виноват ли в этом Руслан Хомчак? Вряд ли. Он обязан обеспечивать потребности воюющей армии, возникающие прямо здесь и сейчас. И не его проблема, что денег хватает только на нужды сегодняшнего дня. Вопросы финансирования не входят в компетенцию военных – они пользуются тем, что у них есть в распоряжении.
Если информация о проблемах Павлоградского химзавода правдива, то в текущем 2021 году на реализации проектов, в которых участвует это предприятие, уже можно поставить крест. А если посмотреть на параметры бюджетной декларации на 2022-2024 годы, которую недавно одобрило правительство, перспективы выглядят и вовсе мрачно.
Согласно этой декларации, расходы на оборону в 2022 году составят 270,7 млрд гривен, на 2023 год – 299,7 млрд, а в 2024 – 332,5 млрд. Эта сумма значительно меньше, чем та, которая предусматривалась указом президента от 25 апреля 2019. Параметры бюджетной декларации 2020-2022 предусматривали расходы на оборону в 2022 году в объемах не менее 449,4 млрд грн. То есть воюющая страна постепенно сокращает расходы на оборону. И это уже коснется не только Павлоградского химзавода. Можно ли в такой ситуации перевооружать армию – большой вопрос.
Что это означает на практике? За последние 7 лет в Украине удалось разработать и, что самое главное, воплотить в «железе» две современные и очень мощные системы вооружения – ракетные комплексы «Ольха» и «Нептун». Появления первых дивизионов «Нептунов» мы еще ожидаем. Возможность же применения «Ольхи», по сути, ограничивается 98 ракетами, которые находятся на складах. Этого хватит для полного залпа одной батареи из шести пусковых установок и еще останется небольшой запас. Теоретически такого огневого воздействия должно хватить для того, чтобы остановить продвижение мотострелковой дивизии армии РФ на одном из участков фронта. А может быть даже и полностью уничтожить эту дивизию, если учесть, что система «Ольха» является высокоточной.
Однако Россия (а «Ольху» придется бросать в бой именно в случае полномасштабного российского вторжения), развернула на наших границах не одну дивизию, а стотысячную армию, которая в любой момент может перейти в наступление. И когда «Ольха» отстреляет свои 98 ракет, новейшее ракетное оружие у нас закончится. И противнику это хорошо известно.
Денис Попович, специально для «Слово и дело».
Лучшие инфографики от аналитиков «Слово и дело» каждый день без лишнего текста – в телеграм-канале Pics&Maps.