Политическая заинтересованность: почему изменили требования к кандидатам на должность судьи КСУ

Недавно Верховная рада изменила требования к судьям Конституционного суда Украины. Соответствующие изменения были представлены в законопроекте №4535 о новых полномочиях поселковых старост. Каким критериям теперь должны соответствовать судьи и почему к принятым изменениям возникли вопросы, читайте в материале «Слово и дело».

По закону, судья КСУ должен быть политически нейтральным в своих убеждениях. Это означает, что он не может принадлежать к политическим партиям или профессиональным союзам, публично проявлять, а также принимать участие в любой политической деятельности. Также судьей не могут назначить человека, который имеет гражданство другого государства.

Кроме того, можно совмещать свою должность только с преподавательской, научной или творческой деятельностью. Любое параллельное назначение в органы государственной власти, местного или профессионального юридического самоуправления ‒ под запретом.

Также судья не может совмещать работу с другим представительным мандатом, адвокатской или предпринимательской деятельностью и занимать любые другие оплачиваемые должности.

И напоследок судья КСУ также не может входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета юридического лица, которые имеют целью получение прибыли.

Также своим постановлением депутаты убрали из закона норму, из-за чего судьей не может быть человек, который на день назначения:

  • является членом или занимает должность в политической партии, другой организации, имеющей политические цели или участвует в политической деятельности;
  • является избранным на выборную должность в органе государственной власти или органе местного самоуправления, имеет представительный мандат;
  • принимает участие в организации или финансировании политической агитации или иной политической деятельности.

То есть действующий нардеп может стать судьей КСУ без предварительной сдачи мандата. Эта правка была внесена после первого чтения.

Представитель Верховной рады в КСУ Ольга Совгиря отметила, закон был приведен в соответствие с Конституцией, что предусматривает ограничения для судей, которые уже находятся в этом статусе, а не для кандидатов.

Однако эксперт по конституционному праву Богдан Бондаренко отмечает, что изменения в законе расширили права кандидатов на эту должность, мол, правки вносились для возможного назначения действующих нардепов, в частности Совгири.

«Концептуальное изменение заключается в том, что народный депутат может быть кандидатом на должность судьи КСУ, а в случае избрания он должен лишиться мандата и уже тогда принять присягу. А раньше депутат мог быть кандидатом на должность, но из-за наличия мандата его не могли назначить судьей», ‒ объясняет Бондаренко.

Эксперт добавляет, что таким образом политики страхуются, так как сейчас двое действующих депутатов являются кандидатами на кресло в КСУ.

«Тезис Совгири имеет рациональное основание, потому что Конституция не предусматривает ограничений для кандидатов, а только для судей. Но есть и другая логика в этих назначениях ‒ отсутствие политической зависимости у кандидатов, затем у судей и КСУ в целом. Принятые же изменения сужают рамки политической нейтральности, вместо того, чтобы расширять их», ‒ объясняет Бондаренко.

По мнению эксперта, стоит установить ограничение на несколько лет для тех, кто занимался политической деятельностью, поскольку принадлежность к определенной партии влияет на мировоззренческие позиции и они могут влиять на принимаемые решения.

«С точки зрения нарушения процедуры там ничего не произошло, кроме незначительных огрехов в регламенте, но касательно содержания ‒ КСУ может рассматривать этот вопрос», ‒ подытожил эксперт по конституционному праву Богдан Бондаренко.

Напомним, парламент принял за основу доработанный законопроект о реформе Конституционного суда Украины. В документе учтены замечания Венецианской комиссии.

Лучшие инфографики от аналитиков «Слово и дело» каждый день без лишнего текста – в телеграм-канале Pics&Maps.

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО