В Киеве снова перенесли переход на единый электронный билет в транспорте. За последние несколько лет это уже, кажется, четвертая отсрочка. Новая дата, которую определила городская администрация – 1 июля 2021 года. «Слово и дело» разобралось, почему в столице постоянно переносят запуск е-билета, а также, что обещают мэры других городов относительно новой системы оплаты проезда.
Е-билет в Киеве: почему перенесли введение
Тестирование электронного билета в столице начали еще 1 ноября 2018 года. Тогда власти рассчитывали до осени 2019-го учесть все нюансы с нововведением и потом полностью перейти на е-билет.
После перехода на е-билет заплатить за проезд можно будет транспортной карточкой, QR-билетом или другим электронным способом. Общественный транспорт должен быть оборудован специальными считывающими устройства – валидаторами. Пассажиру нужно поднести карточку или билет к валидатору и проезд будет оплачен.
В октябре 2019 года в городской администрации заявили, что переход на электронный билет откладывается. Метрополитен, в отличии от наземного транспорта, оказался еще не готов к полному запуску. Также не были решены некоторые проблемы с льготными категориями пассажиров.
Таким образом, переход на электронный билет отложили на апрель 2020-го. Но весной прошлого года в дело вмешался локдаун – метро вообще было закрыто, другой транспорт работал с ограничениями. Переход снова отложили, на этот раз до 1 июля. Однако ближе к дате стало понятно, что полноценно е-билет не заработает.
С 1 июля запуск е-билета перенесли на 1 января 2021-го, а с 1 января – на 1 июля 2021-го. Технически транспорт готов к нововведению, но остается все та же проблема с льготниками.
В чем суть проблемы. По закону, право на льготный проезд в транспорте имеют около 240 тысяч киевлян – ветераны, военные, чернобыльцы, дети войны, плюс около 480 тысяч пенсионеров. С 2015 года компенсировать проезд для льготников должны местные бюджеты. После введения е-билета Киев не будет оплачивать проезд льготников из других регионов Украины. «Но мы считаем социальной несправедливостью для льготников из других регионов Украины, которым придется платить собственные деньги за проезд с введением единого электронного билета. Столичный бюджет этих расходов покрыть не может. Поэтому государство должно урегулировать этот вопрос на законодательном уровне. И на нескольких совещаниях с участием премьера, членов правительства и руководства столицы была достигнута договоренность, что правительство разработает соответствующие изменения в законодательство Украины», – заявили в КГГА. Но Кабмин пока такие изменения в законы не представил.
Как мэры других городов внедряют электронный билет
У других украинских мэров, в отличии от Виталия Кличко, процесс перехода на электронный билет происходит проще, почти все обещания выполнены.
Руслан Марцинкив обещал ввести электронный билет во всем транспорте Ивано-Франковска до конца 2019 года. Сначала срок был летом, затем его перенесли на 1 сентября из-за проблем с тендерными закупками. Позже мэр заявил, что внедрение е-билета задерживается из-за нехватки средств: «Для того, чтобы ввести его, необходимо 8 млн гривен. Я думаю, что уже 1 января будем стартовать. Нельзя внедрять электронный билет, не закупив автобусы и троллейбусы. Нет смысла ставить валидаторы на старые троллейбусы». Так как срок запуска перенесли на 2020 год, обещание Марцинкив не выполнил.
Но уже в 2020-м у мэра Ивано-Франковска все получилось. 21 июля Марцинкив сообщил, что в городе ввели карточку «Галка» в коммунальном транспорте. Ее можно пополнять через терминалы EasyPay, а также через сайт galcard.if.ua. Льготным категория граждан и ученикам выдают карточку, позволяющую пользоваться бесплатным проездом.
Мэр Винницы Сергей Моргунов обещал ввести систему электронного билета в общественном транспорте в 2019 году. С 1 сентября рассчитаться за проезд можно было «карточкой винничанина», в транспорте установили валидаторы.
Обещание ввести электронный билет выполнили мэр Чернигова Владислав Атрошенко и мэр Ужгорода Богдан Андриив. В Чернигове в начале 2019 года Ощадбанк и Visa запустили в городском транспорте систему оплаты с помощью карточки. Проезд можно оплатить банковской картой, Apple Pay и Google Pay.
В Ужгороде в феврале прошлого года заработал е-билет в автобусах КП «Ужгородский муниципальный транспорт»: пассажиры могут оплатить проезд с помощью банковских карт, смартфонами и QR-билетами.
Андрей Садовый только в сентябре 2020-го дал обещание внедрить электронный билет в транспорте Львова. Мэр Черкасс Анатолий Бондаренко тоже в своей новой программе обещал ввести е-билет и систему бесконтактной оплаты проезда в транспорте.
У мэра Днепра Бориса Филатова в процессе выполнения обещаниезаменить ученические билеты на электронные именные карточки, которыми можно будет расплачиваться в транспорте.
Напомним, в Киеве стартовала продажа SmartTicket для поездов дальнего следования и городского транспорта.
Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.
Лучшие инфографики от аналитиков «Слово и дело» каждый день без лишнего текста – в телеграм-канале Pics&Maps.