Западный ветер: появятся ли в Украине американские F-16

Денис Поповичжурналист

Влиятельная польская газета Rzeczpospolita сообщила о намерении украинских властей обновить парк военной авиации путем закупки боевой техники западного производства. Речь идет о приобретении 108 машин, причем первая партия из 12 единиц должна начать поступать уже в следующем году. Насколько реальны такие планы и смогут ли подобные закупки помочь нашей армии?

По данным Rzeczpospolita, в ближайшие годы Украина собирается закупить многоцелевые боевые самолеты западного производства, заменив ими советскую авиатехнику. В частности, речь идет о фронтовом истребителе МиГ-29, тяжелом истребителе Су-27, штурмовике Су-25, фронтовом бомбардировщике Су-24 и разведывательном варианте этого же самолета – Су-24МР. Все эти самолеты достались Украине в наследство от СССР. Как отмечает польское издание, сейчас по политическим причинам наша страна не имеет доступа к комплектующим для этих самолетов, которые производятся в России. Это приводит к «систематическому сокращению количества машин, способных к летным и боевым действиям».

Советскую авиацию планируется заменить на боевые самолеты западного производства. Rzeczpospolita указывает на несколько возможных вариантов: американские Lockheed Martin F-16 Block 70/72 (новейшая модернизация) или Boeing F-18 Super Hornet Block III; шведский Saab JAS-39E Gripen, французский Dassault Rafale или же Eurofighter Typhoon, созданный консорциумом крупных европейских предприятий.

В целом, по данным польской газеты, предполагается заменить 108 машин. Процесс должен происходить поэтапно. В частности, в 2021-2022 годах должна начаться закупка первой партии самолетов в количестве 12 единиц. Эти поставки должны быть завершены к 2025 году. Общая стоимость программы перевооружения должна составить около $12 млрд.

Отметим, что Rzeczpospolita в своем сообщении нигде не ссылается на украинские источники. Как бы там ни было, но имеющиеся в распоряжении ВСУ модификации истребителей МиГ-29 и Су-27 относятся к машинам 4-го поколения, которые как раз и создавались в СССР для противодействия американским самолетам F-15 и F-16 ранней конструкции. Однако перечисленные выше модели западных самолетов следует относить уже к поколению 4+, то есть по своим возможностям они превосходят машины, произведенные в Союзе.

Не стоит на месте и российская «оборонка», которая уже создала новые варианты истребителей марки МиГ и Су, включая широко разрекламированный истребитель 5-го поколения Су-57. И хотя Су-57 пока нельзя считать удачным самолетом, нужно признать, что украинский авиапарк сильно отстает от российского и по качеству, и особенно по количеству боевых машин. Украинская промышленность создает собственные варианты модернизации МиГ-29, Су-27, Су-25 и Су-24, но поступают они в войска очень медленно.

При этом не только Украина стремится заменить старые МиГ-29 на американские самолеты. Например, в 2018 году появились сообщения о возможной продаже Словакии 14 самолетов F-16 Block 70/72. Общая стоимость поставки должна была составить около $3 млрд, что дает представление о стоимости одного такого F-16 – практически неподъемной для скудного украинского бюджета.

Но если данные Rzeczpospolita верны, то, скорее всего, именно F-16 и будет закупаться для нужд ВСУ. Дело в том, что европейцы крайне неохотно заключают оружейные контракты с Украиной, поэтому очень трудно себе представить, что они вдруг начнут поставлять нам боевые самолеты. Еще одна машина из названного выше перечня – F-18 Super Hornet – является палубным истребителем. Но в Украине просто нет кораблей, с которых этот самолет мог бы взлетать.

Заменив старые советские самолеты на более новые американские, Украина, безусловно повысит качество своего авиапарка. Еще один плюс – это приближение к стандартам НАТО и полное избавление от российской зависимости в поставках комплектующих. За это мы заплатим более высокой стоимостью эксплуатации американских машин, для которых у нас нет материально-технической базы, а также лишим украинскую «оборонку» мотивации создавать собственные варианты модернизации советских истребителей. Хотя вряд ли стоит делить шкуру неубитого медведя – перспективы появления американских истребителей в украинской армии пока довольно туманны.

Денис Попович, специально для «Слово и дело».

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО