Президент Владимир Зеленский недавно побывал в Бердянске, где ему показали проект строительства базы «Схід» Военно-морских сил Украины (ВМСУ). В состав базы войдут новейшие американские патрульные катера Mark IV, которые должны быть переданы в этом году в качестве помощи США Украине. С одной стороны, это хорошо, что Украина наращивает усилия по защите Азовского побережья, а с другой – наши возможности в этом плане весьма ограничены, и не только из-за финансовых проблем.
11 апреля Зеленский посетил Бердянск, в котором находится один из крупнейших портов на побережьи Азовского моря. Там ему показали проект строительства военно-морской базы «Схід» ВМСУ. Развертывание этой базы началось в 2018 году в ответ на ввод в эксплуатацию россиянами Крымского моста и фактической блокады Керченского пролива боевыми кораблями пограничной службы ФСБ РФ. Блокада выражалась в длительных досмотрах торговых судов, следовавших в Бердянск и Мариуполь. Действия россиян нарушали нормальную работу портов и приводили к значительным финансовым потерям.
Кроме того, концентрация российских боевых кораблей создавала угрозу высадки морского десанта на побережье Азова. Защититься от такой операции Украине было бы очень трудно, поскольку РФ завладела подавляющим преимуществом на Азовском море. Так, по состоянию на конец 2018 года, по оценкам командования ВМСУ, в распоряжении РФ на Азове находилось около 100 кораблей и катеров. Из них около 40 единиц являлись, собственно, большими пограничными кораблями с артиллерийским вооружением калибром до 76 мм. Противостоящая им украинская группировка, помимо двух бронекатеров, насчитывает всего около двух десятков небольших пограничных кораблей и катеров. Максимальный калибр вооружения у этой группировки составлял всего 30-мм.
На сухопутном участке ситуацию сильно усложняла (и усложняет) близость донбасского фронта, линия которого пролегает неподалеку от Мариуполя и всего в 100 км к востоку от Бердянска. С противоположной же стороны регион «запирает» оккупированный Россией Крым.
Первым ходом Украины на пути к развертыванию военно-морской базы в 2018 году стала переброска в Бердянск двух малых бронированных артиллерийских катеров – «Лубны» и «Кременчуг». Они прибыли в порт сухопутным путем на автомобильных платформах. Вторым шагом был проход через Керченский пролив поисково-спасательного судна «Донбасс» и морского буксира «Корец».
И, наконец, третий шаг в буквальном смысле прогремел на весь мир. В ноябре 2018 года через Керченский пролив попытались пройти еще два артиллерийских катера «Никополь» и «Бердянск», а также рейдовый буксир «Яны Капу». Российские военные не пустили украинские корабли через пролив, а когда те повернули назад, бросились за ними в погоню. Боевое столкновение произошло в нейтральных водах. В результате украинские корабли были обстреляны и захвачены. В плен попали и наши моряки. Правда, уже в 2019 году Россия вернула и пленников, и корабли.
11 апреля в Бердянске президенту Владимиру Зеленскому, приложившему немало усилий для освобождения пленных, представили проект расширения базы «Схід». В местном порту предполагается построить три дополнительных причала, на которых будут дислоцироваться два дивизиона морских катеров. В частности, планируется перебросить в Бердянск дивизион малых бронированных катеров из Одессы, а также создать новый на основе американских катеров «Mark VI», которые США могут направить Украине в качестве военной помощи.
«Mark VI» – это весьма современный многоцелевой скоростной катер, который может использоваться как для патрулирования, так и для десантирования небольших групп морских пехотинцев. Для кораблей своего класса он располагает солидным вооружением – двумя 25-мм автоматическими пушками. Катер способен развивать максимальную скорость в 41 узел (около 76 км/ч).
Помимо морской составляющей, на базе будет дислоцироваться противодиверсионное подразделение, а также силы обеспечения. Завершить строительство базы планируется в течение двух лет, потратив на это 553 млн грн.
Тот факт, что Украина продолжает усиливать свое присутствие на Азове, не может не радовать. Ведь Россия не собирается ослаблять удавку вокруг Мариуполя и Бердянска. По данным группы мониторинга Института Черноморских стратегических исследований, Майдана иностранных дел и сайта BlackSeaNews, практика блокады и длительного досмотра иностранных судов, следующих в украинские азовские порты, продолжается. Более того, продолжительность досмотров увеличивается. Если в начале блокады, в 2018 году, средняя продолжительность ожидания составляла 5-8 часов, то в марте 2020 года – уже 31 час.
С другой стороны, украинская флотилия, даже оснащенная американскими катерами, скорее всего, будет перебрасываться в Бердянск сухопутными путями и в дальнейшем останется запертой в Азовском море. Вряд ли ВМСУ рискнут снова пробиваться через Керченский пролив, учитывая ненулевой риск того, что в руках у россиян могут оказаться уже американские корабли. А прорвать Керченский пролив силой ни со стороны Черного, ни со стороны Азовского морей Украина пока не в состоянии.
Вот почему о переходе в «контрнаступление» на море говорить пока не приходится. Скорее всего, дивизионы базы «Схід» будут помогать пограничникам выполнять функции сдерживания, а также конвоировать иностранные торговые суда, чтобы российские военные не пытались их задержать.
Денис Попович, специально для «Слово и дело».