Этот год был переходный, поэтому говорить об успехах или провалах сложно. Хотя успех в том, что некоторые райгосадминистрации смогли самостоятельно реализовывать ремонтно-строительные работы. Некоторые почти этого не делали и делегировали полномочия службам автомобильных дорог.
Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказала директор Национального секретариата CoST в Украине Наталия Форсюк, оценивая первый год работы Дорожного фонда и децентрализацию дорог.
«Этот год для ОГА был переходный. Дороги были переданы не очень качественно. Многие облгосадминистрации не получили паспорта на дороги, на искусственные сооружения, непонятно было, в каком состоянии они получили объекты. У Службы автомобильных дорог есть своя лаборатория, которая приобщается к техническому надзору. У ОГА таких возможностей нет», – отметила Форсюк.
Поэтому критиковать пока тоже рано, добавила она.
По ее словам, есть большие объемы закупок службами автомобильных дорог. Например, Полтавская область много ремонтных работ закупала самостоятельно.
Вторым положительным сдвигом является то, что рынок открылся для новых подрядчиков, среднего бизнеса. Как это повлияет на качество, будет видно в следующем году, уточнила эксперт.
Провели мониторинг качества местных дорог, которые были отремонтированы с 2016 года, напомнила она.
«Замечаний очень много. Заказчиками были как Служба автомобильных дорог, так и ОГА. Если прошлые годы небрежное отношение к местным дорог было понятно, поскольку Служба автомобильных дорог акцентировала внимание на дорогах государственного значения. На сегодня ОГА как балансосодержатели должны принять это во внимание и в пределах гарантийного срока, который действует на многих промониторенных объектах, где обнаружены недостатки, работать с подрядчиками над устранением дефектов», – пояснила специалист.
Фактически, ОГА получили дороги с дефектами. Сейчас от них зависит, смогут ли они те дороги, которые переданы им на баланс, привести в надлежащее состояние, подчеркнула она.
По ее словам, средства сейчас есть, но вопрос в том, насколько эффективно они используются. Например, сейчас много сообщений о том, что на лед кладут асфальт. Это говорит о том, что просто использовать средства недостаточно, все должно быть качественно.
«Потому что в другой раз деньги уже выделят из наших карманов на тот же участок дороги или не выделят вообще и дороги будут разбиты», – отметила эксперт.
Она акцентировала, что есть области, у которых худшие показатели. Например, очень плохое состояние дорог в Черкасской и Кировоградской областях.
«Есть надежда, что благодаря совместной программе с ООН будут изменения. Есть положительный отзыв местных властей на эту программу. Возможно, уже местная власть, которая после децентрализации получила эти дороги, будет принимать меры и приводить их в порядок. Ранее это осуществлялось Службой автомобильных дорог. Поэтому главное, как власть реагирует на проблему – скрывает или исправляет», – резюмировала Наталья Форсюк.
Как политики обещают улучшить украинские дороги – в нашем обзоре.
Также «Слово и Дело» разбиралось, как главы областных администраций заботятся о дорогах.
Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.