Отремонтировать все дороги ни за год, ни за пять невозможно. Поэтому сумма в один триллион гривен, которую называли в «Укравтодоре», очень условна. К тому же, по данным «Укравтодора», 94% дорог в неудовлетворительном состоянии.
Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказала директор Национального секретариата CoST в Украине Наталья Форсюк, оценивая ситуацию с финансированием и ремонтом дорог.
«Дело в том, что сегодня рынок едва поглощает те средства, которые есть, просто за счет того, что нет способных подрядчиков в достаточном количестве. Рынок очень слаб, подрядчиков очень мало. Не все решают деньги. На сегодня, даже если дать в три раза больше денег, ситуация не изменится, потому что просто некому строить и ремонтировать дороги в достаточном количестве», – отметила Форсюк.
По ее словам, сейчас мы имеем несколько крупных и средних компаний. Это все. При том, что они должны иметь способность увеличивать в таком же прогрессивном состоянии парк своей техники, персонал.
Кроме того, должны появляться новые компании, добавила она.
«Вопрос в развитии качественного рынка, условий для тех компаний, которые хотят, могут развиваться и выполнять качественные работы. Таких на сегодня немного», – констатировала специалист.
Она подчеркнула, что иностранные компании будут заходить только тогда, когда будут понятные правила на рынке.
«На сегодня, когда заказывается почти 90% текущего среднего ремонта, в большей части он осуществляется без изготовления проектно-сметной документации, поскольку она является необязательной, без экспертных заключений. То есть с учетом объемов работ для иностранных инвесторов такая ситуация непонятна. Это стоит 70% от стоимости капитального ремонта, который имеет и проектную документацию, и чертежи, и проходит экспертизу», – пояснила эксперт.
Непонятные объемы, непонятно, какова ответственность заказчика и подрядчика. Все иностранные компании это понимают, уточнила она.
По ее словам, дело не в том, что мы мало платим, платим мы достаточно, особенно за текущий средний ремонт, при том что ответственность за него весьма условна. Даже если мы говорим о гарантийном сроке, и он существует, то не все недостатки в пределах этого гарантийного срока будут по вине подрядчика, поскольку текущий средний ремонт не предусматривает повышения прочности дороги.
«Например, есть такой недостаток, как колейность. Подрядчик не будет обязан это устранять. Сам вид ремонта, предмет договора не предусматривает, что эта дорога должна быть прочнее. Она должна быть ровной и должно быть сцепление с колесом. Поэтому иностранные компании, которые привыкли работать в нормальных условиях, сюда не приходят», – резюмировала Наталья Форсюк.
Напомним, Владимир Омелян заявил, что ремонт дорог в Украине обойдется в рекордную сумму в 2019 и 2020 годах. По его словам, в 2020 году министерство планирует заложить 4 миллиарда евро на ремонт и строительство дорог.
Как политики обещают улучшить украинские дороги – в нашем обзоре.
Также «Слово и Дело» разбиралось, как главы областных администраций заботятся о дорогах.
Подпишитесь на наш Telegram-канал, чтоб отслеживать самые интересные и эксклюзивные новости «Слово и дело».