Эта цифра называлась еще несколько лет назад. Нужно учитывать, что мы 20 лет шли к тому, что у нас 95% дорог в неудовлетворительном состоянии. Теперь получаем результат.
Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказал менеджер группы реформирования дорожной отрасли «Реанимационного пакета реформ» Андрей Мартенс, оценивая заявление «Укравтодора» о том, что на ремонт дорог в Украине нужен триллион гривен.
«Один триллион гривен – деньги, которые должны быть потрачены на протяжении определенного периода. Даже если сейчас взять 60% от 57 миллиардов гривен, которые могут выделить на ремонт в 2019 году, мы получим 34 миллиарда. То есть, если триллион гривен разделить на 34 миллиарда, то нам потребуется порядка 30 лет, чтобы при таком финансировании отремонтировать все дороги», – отметил Мартенс.
С учетом того, что срок гарантии в среднем 5 лет, по капремонтам – 10 лет, то через 5 лет нам придется те дороги, которые отремонтированы в этом году за 34 миллиарда, снова ремонтировать, добавил он.
Поэтому действительно даже при таком объеме денег недостаточно для того, чтобы изменить картину, подчеркнул эксперт.
«И картина не будет меняться. Мы 20 лет шли к тому, что у нас 95% дорог в неудовлетворительном состоянии. Теперь получаем результат», – констатировал он.
На его взгляд, без какой-то дополнительной программы финансирования, привлечения ЕС, как это было в Польше, которой выделяли десятки миллиардов евро на восстановление дорог, Украина сама не справится.
«Да, мы будем поддерживать какой-то определенный уровень. По местным дорогам, с учетом того, что там финансирования вообще не было, ситуация улучшится. На сегодня это приличный объем. В сравнении с прошлыми годами объем финансирования увеличился в десять раз. Местные дороги станут получше, а государственные сильно меняться не будут», – уточнил он.
По его словам, мы сможем удержать на каком-то определенном уровне эти дороги, не ухудшать ситуацию. Это уже какая-то точка, которая в дальнейшем должна вести нас к росту. Но без дополнительного финансирования, госпрограммы, если расчет только на средства, которые поступают за счет акцизов, реально ситуацию не изменить.
В развитых странах вопрос финансирования решают по-разному, отметил специалист.
«Где-то местные бюджеты, где-то – госбюджеты являются основными инвесторами. Но если это серьезный проект, в котором заинтересовано государство, то, конечно, именно государство является одним из главных инвесторов. Могут финансировать и частные инвесторы, если у них есть интерес. В нашем случае дороги местного значения часто ремонтируют за счет фермеров, которые заинтересованы в том, чтобы их урожай нормально доезжал», – пояснил он.
Эксперт напомнил, что цифра в триллион называлась еще три года назад, так что и этого может быть недостаточно, чтоб восстановить все дороги. В Польше в год выделяли 10 миллиардов евро извне, а это 300 миллиардов гривен. 300 миллиардов – это почти половина того, что нужно нам на восстановление всех дорог.
«Если речь о том, чтобы за 5 лет привести в порядок дороги, то нужно по 200 миллиардов гривен ежегодно. При этом нужно выделять деньги для эксплуатационного содержания. Часто об этом забывают. Если вовремя не устранить трещинки, ямы, потом это выливается в гораздо большие суммы», – резюмировал Андрей Мартенс.
Ранее «Слово и Дело» разбиралось, как главы областных администраций заботятся о дорогах.
Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.