Ямочный ремонт используют как временную меру, чтобы избежать аварий. Сложно представить, как от него отказаться полностью.
Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказала директор Национального секретариата CoST в Украине Наталия Форсюк, оценивая планы «Укравтодора» отказаться от ямочного ремонта дорог за пять лет.
По ее словам, прежде всего нужно выделять средства на эксплуатационное содержание. На сегодня на это выделяют мало средств, даже на зимнее не хватает.
«Для того, чтобы дороги не портились, их нужно содержать. Сейчас средств мало, поэтому трудно представить, как можно полностью отказаться. Хорошая тенденция – отходить от этого, но полностью даже через 5 лет отказаться от ямочного ремонта будет достаточно сложно. Наша сеть не готова на сегодня. Даже если мы будем ремонтировать по 2-3 тысячи километров в год, как запланировано, это очень мало по сравнению со всей сетью дорог», – отметила Форсюк.
Она добавила, что, возможно, постепенный отхожд и будет, но не совсем понятно, как в «Укравтодоре» это видят. Ямочный ремонт осуществляется в рамках эксплуатационного содержания, это так называемый мелкий ремонт, потому что нет такого названия на самом деле.
Ямочный ремонт осуществляется как аварийное мероприятие, чтобы никто не пострадал из-за образовавшейся ямы, не было ДТП, которая может представлять угрозу жизни и здоровью людей. Действительно, его называют одним из самых коррумпированных, потому что его трудно рассчитывать, констатировала эксперт.
«На сегодня очень много разговоров о том, чтобы перейти на контракты по долгосрочному содержанию. То есть компания, которая строила, осуществляет содержание, ей платят за конечный результат, а не за количество залатанных ям. То есть оплата за дорогу без ям, а не количество залатанных. Это оплата за конечный результат. Возможно, будет постепенный переход, но в рамках этого подрядчик точно так же осуществляет мелкий ремонт, заливает трещины», – пояснила она.
Мелкий ремонт есть повсюду, в том числе в Европе,но в рамках аварийных работ эксплуатационного содержания. Такого понятия, как ямочный ремонт, и у нас не существует. Это мелкий ремонт и эксплуатационное содержание, просто среди населения получило такое название, уточнила специалист.
«Потому что латают небольшими пластами, и если ям много рядом, то, казалось бы, просто картой перекрыть этот участок лучше, но у нас такая практика, чтобы залатать много дыр, потому что так заложили в смету. Отойти от сметы трудно. Но на сегодня работы по эксплуатационному содержанию низкорентабельны. Поэтому подрядчики не очень охотно на них соглашаются», – подчеркнула она.
Это должен быть какой глобальный подход к пересмотру эксплуатационного содержания, ценообразования, нормирования, оплаты за конечный результат, акцентировала эксперт.
По ее словам, чтобы перейти на это за 5 лет, нужно иметь рынок подрядчиков, который способен выполнять такие работы.
«Сейчас этого еще почти никто не делает. В этом году большие подрядчики пытаются выходить на эксплуатационное содержание впервые. Ранее это осуществляли «Автомобильные дороги», но не всегда удачно. Возможно ли за 5 лет развить рынок так, чтобы это было рентабельно, а подрядчики хотели выходить на эти работы, поскольку для них требуется спецтехника, которая не нужна для каких-либо других работ? Вкладывать в нее средства, если это нерентабельно, никто не хочет», – резюмировала Наталья Форсюк.
Как политики обещают улучшить украинские дороги – в нашем обзоре.
Также «Слово и Дело» разбиралось, как главы областных администраций заботятся о дорогах.
Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.