Верховная Рада направила на рассмотрение Конституционного суда Украины президентский законопроект о внесении изменений в Конституцию, относительно необратимости курса Украины на членство в ЕС и НАТО. После того, как КСУ вернет в парламент президентский проект закона, он должен набрать 300 голосов. При этом в Кабмине отметили, что после голосования парламента за этот законопроект любые действия, которые будут противоречить стратегическим целям страны, будут признаваться антиконституционными. Что это значит и будут ли изменения в Конституцию иметь юридические последствия, «Слово и Дело» расспросило эксперта по конституционному праву Александра Москалюка.
То, что президент неоднократно и настойчиво призывал Верховную Раду поддержать его инициативу об изменениях в Конституцию относительно евроатлантического курса Украины, напоминает предвыборный шантаж.
«В политической плоскости президент, в некоторой степени, шантажировал Верховную Раду по предлагаемым изменениям в Конституцию: кто не проголосует, тот выступает против изменений, против курса Украины в НАТО и ЕС», – сказал Москалюк.
По мнению юриста, на самом деле от этих изменений в Конституцию ничего не зависит и они, скорее носят декларативный характер.
«Эти изменения не прописывают Дорожную карту хотя бы на уровне принципов, поскольку подробно Конституция и не может ничего прописывать. На уровне принципов, порядок отношений с ЕС, как будет происходить поступательное движение – этого нет», отметил он.
Единственный момент, когда эти изменения теоретически могут быть использованы, это если предположить, что после выборов в Верховную Раду придут пророссийские силы и попытаются изменить курс страны.
«Если депутаты захотят ограничить движение к евроатлантической интеграции, приняв соответствующий закон, то Конституционный суд, опираясь на преамбулу, сможет признать его неконституционным. Но здесь есть нюанс, что сегодняшняя Верховная Рада не может ограничивать в своих полномочиях следующую. Если в Верховную Раду придут силы, которые захотят чтобы Украина не двигалась в ЕС или в НАТО, хотя лично я в это не верю, то нравится это политикам или нет, но это будет волеизъявление украинского народа», – подчеркнул Москалюк.
По его словам, в Конституциях других стран такие общие понятия обычно не прописывают.
«Исключением может быть разве что Конституция Франции, в которой есть целый раздел, связанный с Европейским сообществом. Но там как раз прописаны конкретные вещи, например, не граждане Франции, проживающие на территории Франции, имеют право принимать участие в местных выборах. Или прописан процесс того, как Франция дает согласования относительно другой страны, которая становится членом ЕС», – пояснил юрист.
Он привел пример того, как в 80-хх годах прошлого века Испания вела свою евроинтеграционную политику.
«Премьер-министр Испании Маркес Гонсалес, который был социалистом, сначала активно выступал за то, чтобы Испания вышла из состава НАТО. Но потом его позиция изменилась, и как он вышел из ситуации? Для того, чтобы легитимизировать свою позицию он назначил референдум, и, несмотря на прогнозы, что испанцы проголосуют за выход из НАТО, они поддержали позицию своего премьера. В 1986 году Испания благодаря экономическим преобразованиям вступила в ЕС (хотя тогда он еще назывался иначе), но не за счет изменений в Конституцию, а потому что политика правительства была такова, что позволила осуществить евроинтеграцию», – сказал Москалюк.
По его словам, несложно предложить такие изменения, которые с юридической точки зрения никого ни к чему не обязывают, но мобилизуют электорат. «Сейчас эти изменения пойдут в КСУ, который их утвердит, а потом уже окончательно они будут проголосованы. По времени это как раз будет под выборы», – отметил он.
Напомним, Порошенко призвал Раду поддержать изменения в Конституцию относительно закрепления евроатлантического курса Украины.
Как голосовали нардепы за направление в КСУ президентского законопроекта об изменениях в Конституцию относительно курса в ЕС и НАТО – на инфографике.
Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.