С 27 июля на дороги Украины будет возвращен контроль над скоростью с помощью портативных измерителей. Такое решение правительство приняло в прошлую пятницу после серии смертельных ДТП, в которых погибли более двух десятков человек. При том, что контроль и ответственность для водителей за превышение скорости необходимы, фактическое возвращение на дороги «ГАИшника в кустах» означает провал некоторых важных положений реформы правоохранительных органов.
Вернуться к практике использования портативных измерителей скорости для контроля над соблюдением скоростного режима на дорогах Украины в Кабмине решили после серии смертельных ДТП, произошедших 20 июля. Тогда, напомним, в различных областях нашей страны произошли автомобильные аварии, в которых погиб в общей сложности 21 человек. Самое тяжелое ДТП произошло под Житомиром, где маршрутка врезалась в фуру, в результате чего погибли сразу 10 человек.
В тот же день в Кабмине состоялось совещание, по результатам которого министр инфраструктуры Владимир Омелян объявил о начале тотального контроля над деятельностью субъектов, занимающихся пассажирским перевозками. Также министр пообещал, что уже 26 июля правительство примет соответствующее постановление, которое с 27 июля позволит вернуть контроль над соблюдением скоростного режима на украинских дорогах.
«С 27 июля мы возвращаем скоростной контроль на наших дорогах. Он пока будет осуществляться в ручном режиме, как это было когда-то – обычными радарами. Но они уже с понедельника (23 июля – ред.) будут установлены на автомобилях Нацполиции, а с пятницы, после рассмотрения в четверг соответствующего постановления Кабинета министров, они будут задействованы в полной правовой плоскости», – пояснил Омелян журналистам.
Контроль над соблюдением скоростного режима на дорогах практически прекратился в 2015 году после того, как государство... попыталось провести реформы в этой сфере. Три года назад вступил в силу закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения». Среди прочего, он предусматривал введение системы автоматической фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения, в том числе и превышения скорости.
Внедрение этой системы соответствовало ведущим европейским и мировым практикам. Также оно представляло собой часть обширной реформы правоохранительных органов, которая была запущена именно летом 2015 года с началом работы Национальной полиции. Однако ввести автоматическую фото- и видеофиксацию нарушений ПДД так и не удалось из-за нехватки средств. По последним выводам Счетной палаты, для закупки соответствующего оборудования и ввода его в эксплуатацию необходимо более 1 миллиарда гривен.
В результате если старая ГАИ контролировала скоростной режим на дорогах хотя бы даже с помощью пресловутых ручных радаров («фенов»), то новая полиция не способна этого делать из-за нормативных и технических ограничений. К слову, по этой же причине невозможно в полной мере проконтролировать недавно вступившие в силу изменения в ПДД, которые предполагают снижение максимальной скорости движения в населенных пунктах с 60 до 50 км/ч.
Между тем превышение скорости является самым «любимым» нарушением украинских водителей. Именно оно чаще всего и приводит к серьезным ДТП. Как сообщил первый заместитель начальника Департамента патрульной полиции Алексей Билошицкий, в 2018 году было зарегистрированы более 68 тысяч ДТП, в которых пострадали 13 тысяч человек и погибли 1237. В 35% случаев ДТП совершались именно из-за превышения скорости, отметил Билошицкий.
Поэтому контроль над лихачами и привлечение их к административной ответственности за нарушения ПДД в нашей стране просто необходимы. Другое дело, как обойти закон о введении автоматической фото- и видеофиксации, который, по идее, должен был улучшить ситуацию, но в итоге, из-за недостатка средств «подвесил» ее в воздухе?
Теоретически, автоматическую фото- и видеофиксацию могут осуществлять измерители скорости, доставшиеся в наследство от старой ГАИ: «Визир-2М» и TruCam. Эти приборы можно, например, разместить на треноге, поставив ее возле патрульного автомобиля. «Визир» был создан российскими специалистами. Он действует по принципу радиолокации и способен определять скорость транспортных средств на расстоянии 400 метров. При этом «Визир» приобрел скандальную репутацию из-за ошибок при определении скорости автомобилей в плотном потоке. Бывали случаи, когда транспортным средствам присваивалась «чужая» скорость.
TruCam сделан в США. Это более совершенная лазерная система, действующая на расстоянии 1200 метров. Она полностью лишена перечисленных выше недостатков «Визира». Фиксируя превышение скорости, TruCam обозначает конкретный автомобиль лазерной меткой, а также с помощью встроенного GPS-приемника, определяет его конкретные координаты. TruCam может работать и в составе радарного комплекса «Гарпун-К», снабженного системой, позволяющей сразу же передавать информацию о нарушителе на ближайший полицейский пост. Комплексы «Гарпун» могут быть установлены в специальных антивандальных ящиках вдоль скоростных магистралей.
Впрочем, признавая суровую необходимость возобновления контроля скорости на дорогах, следует признать и другой факт. Возвращаясь к практике «ГАИшника в кустах», власть фактически провалила введение системы автоматической фото- и видеофиксации нарушений ПДД. Это был очень важный этап реформы правоохранительных органов, который должен был приблизить нашу страну к европейским стандартам.
Денис Попович, специально для «Слова и Дела»