21 июня Верховная Рада включила в повестку дня законопроект №6688 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно противодействия угрозам национальной безопасности в информационной сфере». Инициативу поддержали 238 народных депутатов. Документ предлагает узаконить возможность временной блокировки доступа к сайтам и сервисам в интернете по решению не только суда, но и прокурора, следователя и Совета национальной безопасности и обороны Украины.
«Слово и Дело» попыталось выяснить, что именно предусмотрено законопроектом и действительно ли инициатива нардепов является шагом к цензуре.
Медиаконсультант Александр Поддубный отметил, что фактически любой следователь, если посчитает, что какой-то сайт представляет угрозу или производит давление на какой-то орган власти, может признать такой ресурс террористическим или нуждающимся в блокировке.
По его словам, в экстренных случаях сайт может быть заблокирован следователями без согласования с прокурорскими работниками.
Соответственно, в случае проявления политической воли заинтересованных сторон мы можем столкнуться с выборочной блокировкой сайтов, добавил эксперт.
Специалист отметил, что согласно документу, есть несколько видов запретов. В частности, запрет на время, которое определяется по решению судьи, следственного судьи по согласованию с прокуратурой. Кроме того, экстренный запрет, который не предусматривает решения суда и применим на 48 часов.
По его мнению, Украина не нуждается в таком законопроекте и таких нормах.
«Да, нужно бороться с киберпреступностью, информационными воздействиями, но подобные инициативы не продиктованы нацбезопасностью. У нас 4 года продолжается информационная агрессия со стороны РФ. Ничто не мешало нардепам принять документ по такой проблеме. Тем более у нас есть ограничения соцсетей, например, «ВКонтакте». Суть в том, что у власти нет никаких проблем с тем, чтобы ограничить вражеский российский контент», – пояснил Поддубный.
Сейчас в законопроекте не указано, что речь идет о российском контенте, уточнил он.
«Если общество относится с пониманием к блокированию контента РФ, то сейчас предлагается блокировка ресурсов, которые могут оказывать давление на власть. Это означает, что, например, украинские интернет-страницы, которые будут писать невыгодный контент о каких-то политиках, просто будут блокировать», – подчеркнул медиаконсультант.
По его убеждению, этот закон продиктован политической целесообразностью власти в русле предвыборного процесса.
«Это фактически ограничение свободы слова в интернете», – констатировал Поддубный.
В свою очередь доктор юридических наук, директор по научному развитию Центра политико-правовых реформ Николай Хавронюк уточнил, что решение принимает Нацкомиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере связи и информатизации.
Он добавил, что затем она организовывает выполнение операторами или провайдерами телекоммуникаций решение различных органов. В частности, следственного судьи, суда, прокурора, которые самостоятельно такое решение не принимают, и оно не является окончательным.
«Они принимают решение о направлении в Нацкомиссию, которая уже принимает решение о временной блокировке. Также указано следующее: Нацкомиссия, осуществляющая регулирование, организовывает во взаимодействии с СБУ и Госслужбой спецсвязи выполнение операторами телекоммуникаций соответствующего решения», – отметил эксперт.
То есть сначала СНБО должен принять решение о применении санкций или следственный судья, суд, прокурор, следователь по согласованию с прокурором во время досудебного расследования конкретного дела могут принять решение о временном блокировании доступа к определенному ресурсу, подчеркнул юрист.
По его словам, затем это решение не вступает в силу, а направляется в Нацкомиссию, которая вместе с СБУ и Госслужбой спецсвязи организовывает его выполнение. При этом не просто так, а в порядке, который должен установить Кабмин, то есть все довольно сложно.
Должно быть досудебное расследование, а если его нет, тогда субъектом может быть только СНБО, обратил внимание специалист.
«Кроме того, решение может быть только в связи с применением санкций, а санкции применяются к РФ. Поэтому нет оснований для преждевременных выводов. Что касается 48 часов, то этот запрет действует в очень редких случаях. Должно быть ходатайство и куча документов», – резюмировал Николай Хавронюк.
Ранее «Слово и Дело» выяснило, какие соцсети и сайты блокируют в разных странах мира.