То, что мы называем ценами на нефть, таковыми не являются. Это биржевая стоимость вторичных финансовых инструментов, то есть обязательств страховщиков от невыполнения контракта по будущим поставкам нефти. Поэтому эти финансовые инструменты не имеют никакого отношения к стоимости реальной нефти.
Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказал директор специальных программ научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев, оценивая подорожание нефти, цены на которую взлетели до $74 с ноября 2014 года.
«Сегодня сырьевые фондовые и валютные биржи фактически срослись – колебания на них имеют исключительно спекулятивный характер, связанный с перетеканием спекулятивного капитала между различными финансовыми инструментами исходя из тех новостей, которые появляются на биржевом рынке», – отметил Рябцев.
Он обратил внимание, что последнее время очень много информационных поводов, новостей, связанных с договоренностью, якобы существующей между странами ОПЕК и независимыми производителями, о сокращении обеёмов добычи нефти.
При этом забывается, что в настоящее время, несмотря на все сокращения, которые также весьма сомнительны, нефти добывается больше, чем потребляется, уточнил эксперт.
«Если сравнивать с 2014 годом, когда началось снижение цен на нефть с более чем 100 долларов за баррель, то по состоянию на сегодня добывается на 2,4 миллиона баррелей в сутки больше, чем тогда, когда нефть стоила 100 долларов за баррель и выше. При этом ежесуточно несколько сотен тысяч баррелей нефти оказываются в хранилищах невостребованными», – пояснил он.
Поэтому, по его словам, нефтяные котировки не отображают фундаментальных экономических факторов.
«Мы же не заправляем нефтью автомобиль. Поэтому нам следует больше обращать внимание на стоимость нефтепродуктов, в первую очередь на границе. Поскольку 80% топлива Украина завозит извне. Вот здесь получается то же, что и с формулами «Роттердам плюс», «Дюссельдорф плюс», только все это называется Platts», – добавил эксперт.
Котировки, которые публикует агентство Platts, являются основой для определения цен на нефтепродукты в Европе, отметил он.
По его словам, эти котировки увязаны со спекулятивными нефтяными котировками на биржах, поэтому фактически мы вместе с нефтепродуктами импортируем и биржевые спекуляции.
«Точно так же, как импортируем эти спекуляции на рынке энергетического угля, газа. В результате, если все это скачет, это негативно отражается на ценах на внутреннем рынке», – подчеркнул энергетик.
«В связи с этим за предыдущие пару недель цены на границе выросли на 6-8%, то есть это приводит к тому, что цены на заправках сформировали потенциал для роста. Каждый процент роста на границе – рост примерно на 10 копеек на заправках. Если +6-8% на границе, значит, бензин подорожает на 60-80 копеек на заправках», – резюмировал Геннадий Рябцев.
Утром 26 апреля цена нефти составляла более 74 долларов за баррель.
Как менялась в Украине цена бензина за годы независимости – в материале по ссылке.