Бюджетную структуру, которую возглавила жена президента, могут финансировать частные лица

На днях жена президента Украины Марина Порошенко возглавила Украинский культурный фонд, с созданием которого в свое время затянул министр культуры Евгений Нищук. Правда, его миссия заключалась в том, чтобы назначить Марину Порошенко на должность главы и сообщить широкой общественности о том, что кандидатуру первой леди Украины единогласно приняли все члены наблюдательного совета фонда.

Несколько непонятным остается статус этого органа: с одной стороны, это бюджетное учреждение, а с другой – ее руководитель осуществляет свою деятельность на общественных началах. Об этом «Слову и Делу» рассказал эксперт по конституционному праву Александр Москалюк.

«Весной 2017 года Верховная Рада приняла законопроект №5491 «Об Украинском культурном фонде», несмотря на то, что подобные органы создаются не законодательно, поскольку это компетенция исключительно Кабинета министров. Закон предусматривает, что глава фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах. При этом фонд является бюджетным учреждением. Но, согласно Бюджетному кодексу, руководитель бюджетного учреждения является должностным лицом. Остается какая-то неопределенность», – отметил юрист.

В этой части законопроект даже можно признать неконституционным.

«Главой фонда может назначаться только специалист в области культуры. Если абстрагироваться от того, является ли Марина Порошенко таким специалистом, интересно то, что на должность ее назначал министр культуры после того, как наблюдательный совет проголосовал за ее кандидатуру единогласно. При этом двух членов наблюдательного совета ранее назначил президент Украины. А нет ли здесь конфликта интересов? Ведь эти два человека, назначенные президентом, не воздержались от голосования при принятии на должность супруги президента страны», – отметил Москалюк.

По его словам, не совсем понятен также и характер финансирования этой структуры. В законе отмечается, что фонд финансируется из государственного бюджета, а также добровольных взносов физических и юридических лиц, включая иностранных. Но орган государственной власти не может финансироваться ни на какие средства, кроме бюджетных. Несмотря на то, что глава Фонда имеет ограниченные полномочия, по мнению юриста, там, где до конца не понятен статус учреждения, сложно определиться, кого и как привлекать к ответственности в случае необходимости.

Украинский культурный фонд будет заниматься экспертным отбором, финансированием и мониторингом выполнения культурных и художественных проектов, предоставлять гранты и стипендии. Для первой леди страны возглавлять подобный проект – благородная и вполне приемлема миссия. Но украинцы еще не забыли, как жена президента Виктора Ющенко собирала средства на Больницу будущего, которая так и не была создана.

Правда, Екатерина Ющенко была главой попечительского совета благотворительного фонда, который был неправительственной, некоммерческой, неприбыльной организацией. Во время телемарафона «Детская больница будущего» 16 декабря 2006 года благотворители выразили готовность пожертвовать на создание больницы 263 млн грн. На счет фонда поступили 99 млн грн. Разразился громкий скандал, проводилось расследование, Екатерина Ющенко отчиталась, куда были потрачены средства, собранные украинцами на благородную цель. Больница так и не появилась, а люди после этого разуверились в самой идее поддержки волонтерских инициатив, исходящих от власти.

Ранее «Слово и Дело» писало о том, что Министерство культуры получило перечень объектов для размещения Украинского культурного фонда.

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО