Вопрос очень сложный, хотя и выглядит красиво. Энергосистема ослаблена после того, как мы, имея тепловую генерацию, которая работала на антраците, не имеем уже антрацита.
Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказал экс-министр энергетики Александр Гудыма, оценивая планы правительства по развитию атомной энергетики, чтобы компенсировать и заменить уголь из зоны АТО.
«Действительно, атомная энергетика может компенсировать дефицит угля из АТО, но тогда вопрос: уголь – тепловая генерация, уран – атомная энергетика... Но уран чей? Топливные кассеты чьи? Российские. Вот здесь возникает проблема», – рассказывает Гудыма.
Поэтому, добавил он, если говорить о замещении, нужно, чтобы премьер ответил: а те энергоблоки, которые правительство хочет ввести на Хмельницкой, Ровенской АЭС, не нужно достраивать по российским технологиям?
«Поставлять ядерное топливо на те новые блоки, которые должны быть построены на месте той мощности, которая производилась с антрацитового угля, будет Россия? Это путь в никуда», – подчеркивает специалист.
Нужны принципиально новые атомные блоки, которые будут построены не по российской технологии, а по примеру американских, канадских или французских, уверен он.
«Но есть и другие блоки, которые сегодня работают в Энергодаре, Хмельницком, Ровно. Сколько процентов переведены на ядерное топливо иностранных компаний, чтобы уменьшить зависимость? Около 20%. А 80% все еще покупаем российского. Поэтому правительство должно расшифровать, что планируется вместе с дополнительным введением ядерных энергетических мощностей для того, чтобы компенсировать потерю от тепловой генерации», – объясняет Гудыма.
Кроме того, говоря о том, что у нас война, следует задать вопрос: а если начнутся военные действия, то будет ли Россия продолжать поставлять ядерные кассеты на наши атомные электростанции?
«Сейчас нужно разрабатывать планы на все случаи, в том числе военных действий между Россией и Украиной. Пока правительство не будет иметь стопроцентной ясности и планов, пока нам не скажут, какие ядерные блоки будут вводить – российские или канадские – никакого продвижения не будет», – резюмировал Гудыма.
Напомним, Украина продолжила режим черзвічайного состояния в энергетике.
Владимир Гройсман обещает за два года уменьшить потребление антрацитового угля на более чем 5 млн тонн. Все обещания и рейтинг ответственности премьер-министра доступны по ссылке.