О чем свидетельствует первый тур выборов президента во Франции?

Александр Москалюкэксперт по конституционному праву

Первое. СМИ переоценивают роль президента во Франции, и, как следствие, нынешних выборов. Президент Франции сам, без согласия парламента, назначает премьер-министра, который, в свою очередь, без участия парламента формирует правительство. Впрочем парламент может выразить недоверие правительству. Вследствие этого обстоятельства президент Франции фактически руководит правительством только при условии, что он и большинство в нижней палате парламента принадлежат к одной политической силе. Если же политические силы, которые контролируют Национальное собрание, не относятся к президентскому блоку, получается совсем другая ситуация. В таком случае президент вынужден учитывать этот факт и назначать оппозиционного к себе премьер-министра. В этом случае роль главы государства резко уменьшается, а значение правительства во главе с премьер-министром, наоборот, растет.

Так, в 1986 году социалист Франсуа Миттеран назначил премьер-министром правого – Жака Ширака, а в 1997 году уже избранный президентом Ширак назначил премьер-министром лидера социалистов – Лионеля Жоспена. Таким образом, в условиях «сосуществования» глава государства должен искать компромисс с правительством, как, собственно, и правительство с президентом. Принимая во внимание то, что вскоре во Франции пройдут очередные выборы в парламент, именно от их результата в итоге и будет зависеть соотношение сил в политической системе Франции. Впрочем, при условии конфликта нового президента страны и парламента, первый может назначить новые, уже внеочередные парламентские выборы.

Второе. Победа во втором туре Эммануэля Макрона не так уж очевидна. Безусловно, активизация антилепеновского электората произойдет. Подобное уже случалось в 2002 году, когда ее отец, Жан-Мари Ле Пен получил во втором туре президентских выборов меньшую поддержку, чем в первом. Впрочем, ситуация с тех пор значительно изменилась. К тому же не всегда кандидат, который выигрывает первый тур, выигрывает выборы в целом. В 1995 году Ширак стал президентом Франции, несмотря на поражение в первом туре.

Третье. Сходство американских и французских выборов заключается в голосовании не столько «за», сколько «против» конкретного лица. А это не очень хороший знак для общества, свидетельствующий о последующей его поляризации.

Четвертое. За последние 15 лет Франция так и не смогла решить основные проблемы. Иначе чем объяснить то, что в 2002 году Ле Пен получил 17 процентов поддержки, сенсационно попав во второй тур, что было шоком для большинства французов, а в 2017 году его дочь Марин получила 21,5 процента в первом туре, но ее проход во второй тур уже не вызывает удивления.

Пятое. Еще одно мое наблюдение (хотя не только мое), пусть даже и очень субъективное. Масштаб личностей президентов Пятой Республики, начиная с Ширака, стал уменьшаться. Саркози, Олланда и нового президента Франции, кто бы им ни стал, вряд ли можно сравнить с де Голлем, Помпиду, д'Эстеном, Миттераном или тем же Шираком.

Александр Москалюк, специально для «Слова и Дела»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО