Первое. СМИ переоценивают роль президента во Франции, и, как следствие, нынешних выборов. Президент Франции сам, без согласия парламента, назначает премьер-министра, который, в свою очередь, без участия парламента формирует правительство. Впрочем парламент может выразить недоверие правительству. Вследствие этого обстоятельства президент Франции фактически руководит правительством только при условии, что он и большинство в нижней палате парламента принадлежат к одной политической силе. Если же политические силы, которые контролируют Национальное собрание, не относятся к президентскому блоку, получается совсем другая ситуация. В таком случае президент вынужден учитывать этот факт и назначать оппозиционного к себе премьер-министра. В этом случае роль главы государства резко уменьшается, а значение правительства во главе с премьер-министром, наоборот, растет.
Так, в 1986 году социалист Франсуа Миттеран назначил премьер-министром правого – Жака Ширака, а в 1997 году уже избранный президентом Ширак назначил премьер-министром лидера социалистов – Лионеля Жоспена. Таким образом, в условиях «сосуществования» глава государства должен искать компромисс с правительством, как, собственно, и правительство с президентом. Принимая во внимание то, что вскоре во Франции пройдут очередные выборы в парламент, именно от их результата в итоге и будет зависеть соотношение сил в политической системе Франции. Впрочем, при условии конфликта нового президента страны и парламента, первый может назначить новые, уже внеочередные парламентские выборы.
Второе. Победа во втором туре Эммануэля Макрона не так уж очевидна. Безусловно, активизация антилепеновского электората произойдет. Подобное уже случалось в 2002 году, когда ее отец, Жан-Мари Ле Пен получил во втором туре президентских выборов меньшую поддержку, чем в первом. Впрочем, ситуация с тех пор значительно изменилась. К тому же не всегда кандидат, который выигрывает первый тур, выигрывает выборы в целом. В 1995 году Ширак стал президентом Франции, несмотря на поражение в первом туре.
Третье. Сходство американских и французских выборов заключается в голосовании не столько «за», сколько «против» конкретного лица. А это не очень хороший знак для общества, свидетельствующий о последующей его поляризации.
Четвертое. За последние 15 лет Франция так и не смогла решить основные проблемы. Иначе чем объяснить то, что в 2002 году Ле Пен получил 17 процентов поддержки, сенсационно попав во второй тур, что было шоком для большинства французов, а в 2017 году его дочь Марин получила 21,5 процента в первом туре, но ее проход во второй тур уже не вызывает удивления.
Пятое. Еще одно мое наблюдение (хотя не только мое), пусть даже и очень субъективное. Масштаб личностей президентов Пятой Республики, начиная с Ширака, стал уменьшаться. Саркози, Олланда и нового президента Франции, кто бы им ни стал, вряд ли можно сравнить с де Голлем, Помпиду, д'Эстеном, Миттераном или тем же Шираком.
Александр Москалюк, специально для «Слова и Дела»