Пока российские террористы с подручными боевиками-сепаратистами проводят на Востоке Украины разведку боем, Киев накануне потрясла дипломатическая разведка, произведённая херром послом ФРГ Эрнстом Райхелем. Совершенно исключено, что дипломат из такой серьёзной страны случайно оговорился, допустив возможность выборов на оккупированной территории Донбасса БЕЗ вывода оккупационных российских войск.
Зато заявление посла является логичным звеном в цепи скандальных заявлений нардепа Надежды Савченко, провокационных «примирительных» статей олигарха Виктора Пинчука, а также продолжением последовательной политики его бывшего шефа – экс-министра иностранных дел и без пяти минут президента ФРГ Франка-Вальтера Штайнмайера. А ещё «Батькивщина» накануне встречи лидера партии Юлии Тимошенко возле туалета с президентом США Дональдом Трампом заявила о необходимости решать проблему Донбасса путём переговоров. А сам Дональд в недавнем интервью не стал возражать журналисту, назвавшему Путина убийцей: ну и что, мол, в США тоже убийц полно, а с Путиным нужно вести партнёрские отношения.
Какая такая оккупация?
Собственно, нам грех пенять на посла, если в нашем родном Кабмине освятили формулировку, которая уже прозвучала в эфире пинчуковского телеканала: на Донбассе, оказывается, не оккупация, а… «эффективный контроль России»! И это заявил не какой-нибудь Мураев, а супруга генпрокурора, нардеп от президентского блока Ирина Луценко! А до неё в эфире телеканала, максимально лояльного к министру внутренних дел Украины, об этом вещал замминистра по делам АТО Георгий Тука: «Факт оккупации не должен быть доказанным в международных судах. А вот факт эффективного контроля должен быть доказан в судах. Если этот факт будет доказан, то наступают определенные последствия. Принципиальная разница между этими двумя понятиями в том, что за государством, в отношении которого осуществляется не оккупация, а эффективный контроль, сохраняются обязательства в отношении гражданского населения на этих территориях. С точки зрения закона, Россия осуществляет «эффективный контроль на Донбассе». Что ж, нас долго и планомерно готовили к путинско-медведчуковскому сценарию имплантации в тело Украины сепаратистских регионов и вот он начал воплощаться.
От войны устали все. Сидя на диване, конечно, жаловаться стыдно – перед теми, кто сейчас при минус 20 и под обстрелами из всех орудий сдерживает врага. Но события сейчас стали развиваться настолько стремительно, что можно спрогнозировать: конец войны виден и конец этот – «путинский». Пока Киев боится отдать приказ о деоккупации, по врагу наносится намного более ощутимый и не санкционированный властями Украины удар: попытка блокады торговли с сепаратистами. В первую очередь – углём. Симптоматично, что вой по этому поводу поднялся одинаково сильный по обе стороны фронта. Совершенно невообразимо, но СБУ, которая по закону должна осуществлять антитеррористическую операцию, вместо этого осуждает экономическую блокаду террористов и заявляет об огромных убытках от действий активистов, перекрывших железную дорогу! Министр топлива и энергетики, не озаботившийся обеспечением украинских ТЭЦ углём из других источников, грозит стране веерными отключениями электричества в случае продолжения блокады! На украинских активистов с нардепами во главе брошены силы полиции, а в Донецке и Москве аплодируют, глядя на то, как украинская власть защищает «торговлю на крови». А тут ещё оказалось, что НБУ присвоил расчетный код «Центральному резервному банку ДНР» (и этот код – 400019 – официально указан в инструкциях банка ДНР для расчетов)! Кто-то слышал о допросе главной банкирши страны Валерии Гонтаревой в СБУ? И не услышите.
Посол всея Руси?
Как тут не вспомнить, что лишь чудом (и благодаря профессионализму нашей делегации) удалось недавно добиться, чтобы Парламентская Ассамблея Совета Европы не поддержала включение в проект резолюции по Украине нормы о необходимости проведения выборов в Верховную Раду в оккупированных районах Донецкой и Луганской областей, которую активно лоббировали пророссийские депутаты из Германии. Но ничего страшного – посол Германии озвучил это в Киеве в 25-ю годовщину открытия диппредставительства ФРГ в Киеве. Послу пришлось отменить пресс-конференцию из-за разразившегося скандала, в парламенте Украины громко возмутились таким заявлениям, дипломата вызвали для объяснений в МИД, украинские политики объявили бойкот торжественному приёму в посольстве. А вот нардеп Сергей Лещенко туда пошёл. Правда, он и на «украинский завтрак» к Пинчуку в Давос он поехал, на который так же отказались ехать большинство политиков после капитулянтской статьи олигарха. На приёме была разыграна для прессы сценка: Сергей Анатольевич (Лещенко) сказал послу, что его заявление было контроверсионным и тот моментально согласился. Серёжа молодец!
«Всем известно, что ОБЕ СТОРОНЫ не выполняют их (Минские договорённости – Ред.) сейчас в полном объеме: тяжелое вооружение не отведено, а происходит как раз наоборот – стороны сближаются и в этом есть большая опасность. Поэтому нынешняя ситуация заставляет нас еще раз подчеркнуть необходимость выполнения Минских соглашений». Это заявление всё того же немецкого посла, но сделанное неделю назад. А вот менее месяца назад на встрече с секретарём СНБО Александром Турчиновым Райхель сказал, что позиция Германии по поводу санкций в отношении РФ неизменна: «не может быть и речи об их смягчении или отмене, поскольку РФ не соблюдает Минские договоренности. Украина может и далее рассчитывать на нашу поддержку». Сопоставив все три заявления Эрнста Райхеля, невольно задумаешься: так кто же всё-таки его послал? Для справки: Эрнст Райхель на дипломатической службе Германии с 1988 года. В 1990 году он – сотрудник Генерального консульства ФРГ в Санкт-Петербурге, а с 1992 по 1996 год работал консультантом по России в Министерстве иностранных дел Германии.
Грузино-боснийский сценарий
Немецкое издание Deutsche Welle шутит по поводу дипломатического скандала из-за заявлений своего посла, называя его «бурей в стакане шампанского». Мои немецкие коллеги в статье по следам вчерашнего инцидента сообщают нам всем: «Именно Германия и Франция были посредниками минского процесса для того, чтобы сделать возможным поиск политического выхода из войны на Донбассе как для Украины, так и для пророссийских сепаратистов и их покровителя России. Однако обычно договоренности считаются провалившимися. Причиной этого, среди прочего, является и неготовность ни одной из сторон сделать первой политический шаг и начать воплощение самих договоренностей. Обе стороны настаивают на своих максимальных требованиях. Обе стороны не способны договориться по «дорожной карте», которая может привести к миру». Уж не сам ли посол Райхель это писал? Хотя вряд ли, ведь он бы обязательно напомнил и об опыте выборов в ГДР в присутствии советских войск – он посчитал уместным в том самом скандальном заявлении сравнить ситуацию в Восточной Германии конца 80-х и в Восточной Украине сегодня. Но разве тогда Западная группа войск СССР вела боевые действия в ГДР?! Напомнил бы лучше посол как происходили выборы старост во время оккупации Украины его предками в 40-х годах прошлого века – куда как более уместная аналогия…
Зато украинские журналисты проводят абсолютно актуальные параллели. Наталья Ищенко, например, пишет: «Я поняла, почему пример Грузии предлагают как образец для Украины. Грузия проиграла войну в 1992-1993 гг. И не смогла взять реванш в 2008-м. Итак, международное сообщество воспринимает Украину как сторону, которая потерпела поражение. Тогда можно еще изучить опыт Сербии относительно взаимоотношений с Косово – почему нет?». Тем временем кум российского президента Виктор Медведчук призывает провести выборы на оккупированных территориях по сценарию ещё одной проигравшей войну страны – Боснии и Герцеговины. Сегодня уже очевидно, что с этим согласны как в Берлине, в Москве, в Париже так и в Киеве (как минимум на Печерских холмах).
Похоже, к выборам на Донбассе активно готовятся и россияне. Ведь главным нашим возражением было какое? Правильно: «по нашей ВР будут шастать с депутатскими значками всякие Гиви с Моторолами?! Не бывать этому!». А ведь и правда не бывать: весь этот шлак техничненько утилизировали силами ФСБ. Правда, оказалось, что венок на похоронах Моторолы поймал не Захарченко, а Гиви, но и тому вместе с Плотницким недолго осталось топтать «молодые республики». Первый военный губернатор Донецкой области Тарута уже предложил временно считать законной местной властью тех, кто был избран там в 2010 году. Похоже, не одному ему такая светлая мысль пришла в голову: ждём теперь, когда нам это предложат в Минске или в Берлине.
А как ещё понимать заброшенный в общество тезис про «эффективный контроль»? Известный волонтёр Леся Литвинова по этому поводу написала то, что подумает любой обычный украинский патриот: «Если, допустим, на заправке, ко мне в машину запрыгнул некто и, прижав нож к горлу, заставил ехать «прямо, а там покажу» – это угон машины, или эффективный контроль моего транспортного средства?». Ответ немецкого посла, хозяина Кремля или нашего «Оппоблока» на такой вопрос несложно спрогнозировать: с напавшим нужно договариваться, а лучше всего – избрать своим депутатом…
Максим Кречетов, специально для «Слова и Дела»