Вся деятельность нынешней Верховной Рады Украины – это пример того, как за высокой патетикой и патриотизмом скрывается элементарная неосведомленность и желание заработать рейтинг на действиях, лишенных смысла. Не исключение – и вчерашнее резонансное решение парламента.
Принятие любого нормативно-правового акта в государстве должно приводить к положительным результатам. Иначе говоря, инициатор должен объяснить, в чем именно заключается необходимость существования тех или иных положений закона. При этом, целесообразность правового акта Верховной Рады излагается в пояснительной записке. Так вот, в пояснительной записке к проекту Постановления ВРУ «О Заявлении Верховной Рады Украины по поводу непризнания Украиной легитимности выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, их результатов и правовых последствий, и, соответственно, состава, полномочий, актов и решений Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва» указывается: «принятие проекта Постановления будет способствовать защите государственного суверенитета Украины и ее территориальной целостности, а также базовых принципов международных отношений и международного права».
Мне интересно, а можно было найти более абстрактную формулировку, чтобы объяснить пользу такого постановления? Пожалуй, нет. Ведь с юридической точки зрения этот акт не порождает никаких правовых последствий или результатов.
Во-первых, международное публичное право основывается на консенсусе между основными геополитическими игроками. Иначе говоря, для достижения хоть какого-то эффекта позиция Украины должна иметь поддержку нескольких серьезных геополитических игроков. А возможно ли это в условиях, когда, например, США или Германия официально заявили о непризнании выборов в Государственную Думу РФ лишь частично, в пределах выборов, которые состоялись на территории Автономной Республики Крым, тогда как украинский парламент пошел значительно дальше, указав, что все результаты выборов являются недействительными, а Государственная Дума – неполномочной?
Во-вторых, Рада свое решение мотивирует тем, что, поскольку кроме четырех избранных депутатов по мажоритарной системе, АРК приняла участие в избрании 225 депутатов по пропорциональной системе, то 229 из 450 депутатов Государственной Думы РФ являются нелегитимными.
Впрочем, наши депутаты в лучшем случае погорячились. Дело в том, что численность избирателей в Крыму составляет 1,467 млн, а численность избирателей в РФ – 111,724 млн. Таким образом, в процентном отношении количество избирателей в Крыму составляет 1,31% от общего по РФ. Отсюда логичный вопрос: можно ли ставить вопрос о признании выборов недействительными и нелегитимности всей Государственной Думы?
Кстати, на международной арене решение Верховной Рады может иметь два варианта последствий: оно либо будет проигнорировано международным сообществом, либо вызовет удивление и легкое раздражение.
Впрочем, это уже совсем другая история.
У меня же вопрос только один: стоило ли Верховной Раде надувать очередной мыльный пузырь? Реакция украинского парламента на выборы в Государственную Думу России, безусловно, должна быть – но адекватная, а не оторванная от реалий жизни.
Александр Москалюк, специально для «Слова и Дела»