Вам когда-нибудь приходил в голову... бумеранг?
Если вам всегда было интересно, как ощущает себя человек, которого оная деревяшка, описав красивый круг, лупит по темечку, но вы как-то не готовы проверять на себе - я, кажется, знаю, у кого можно спросить.
Пятый день кряду социальные сети бурлят: нардеп Лещенко и его девушка купили квартиру, большую и дорогую. А в стране война. И еще непонятно, за какие доходы. И вообще, чего он. Квартира и впрямь тянет на объект роскоши. Двести метров у Золотых Ворот - это, конечно, еще не Межигорье, но и далеко не средний по столице уровень.
Лещенко, надо отдать ему должное, отреагировал адекватно: назвал источники происхождения средств (собственные сбережения, крупный займ у коллег плюс ресурсы пассии) потребовал у Национального антикоррупционного бюро проверить его доходы. Мол, все законнно.
НАБУ проверит. Выскажу свое мнение - скорее всего, подтвердит правоту Лещенко. Автор этих строк видел множество примеров, когда люди аналогичным образом собирали себе на жилье, иной раз откладывая лет по десять. Пусть и не на столь роскошное, пусть на в три-четыре раза более дешевое. Но ведь и зарплаты-гонорары у Лещенко (во всяком случае, в додепутатский период) с его девушкой были выше средних по стране зарплат.
В конечном итоге перед законом наш герой, скорее всего, чист - пусть даже такой ответ НАБУ не устроит многих. Вопрос покупки лежит скорее в моральной плоскости.
И вот тут начинается интересное.
Осуждать человека с моральной точки зрения в наше время сложно: устои не устоялись. Можно до хрипоты спорить - а вообще, роскошь во время войны, это нормально? Кто-то вскрикнет - да пока ребята на фронте!.. Ему возразят: ребята на фронте для того, чтобы в тылу люди могли нормально жить и радоваться жизни. "Да это вообще не ваше дело!" - скажет третий. Мол, если все законно, то никого не должно волновать, на что человек тратит свои деньги. Закончился СССР с его культурой замочных скважин и комсомольских собраний.
В общем, даже если взять на себя право судить другого, то какой мерой?
И вот тут слышен гулкий стук от соприкосновения бумеранга с головой.
Библейское выражение "какой мерой меряете - такой и вам будут мерить" замечательно. Оно указывает нам на то, что человек должен соответствовать, как минимум, тем стандартам, которые сам полагает для других. Да, это тот же самый категорический императив Канта, вид снизу.
Сейчас Сергея атакует та же система взаимоотношений граждан и власти, которую он помогал выстраивать и на которой, в целом, сделал себе имя. Люди, которые разбирают его на косточки, иной раз и перегибая, идут проложенной им же тропой.
В 2005-м году 25-летний Сергей заявил Виктору Ющенко о том, что привычка президентского сына жить на широкую ногу, хоть и не нарушает законов, но в бедной стране вызывает моральные вопросы.
Что бы спросил 25-летний журналист Лещенко у 36-летнего депутата Лещенко?
Осмелюсь предположить: 25-летний журналист Лещенко съел бы 36-летнего депутата с неслыханной приправой, не поморщившись. И заслужил бы овации. И да, он бы, скорее всего, придирался к деталям. И давил на моральную сторону вопроса. И не погнушался бы при выстраивании линии атаки использовать данные, полученные от политических оппонентов своего визави. Был бы въедлив, остроумен, не боялся бы перегнуть палку, срезал бы попытки оправдаться.
Собственно, что и делает сейчас целый хор голосов.
В принципе, Лещенко мог бы гордиться тем, что подобно франковскому каменяру, проложил для других дорогу, задал стандарт. Хотя, конечно, сложно гордиться, когда эти другие обернулись против тебя и лупят тебя молотами по всем доступным частям тела.
Самое удивительное в этой ситуации - то, что человек, оказавшись по другую сторону микрофона, не сумел или не захотел в достаточной мере перевернуть свое восприятие и сейчас, кажется, искренне удивляется происходящему.
Собственно, такова, на мой взгляд, основная мораль этой ситуации. Все, что вы построите, может быть использовано против вас, если в какой-то момент вы смените статус или сторону. Это не должно вас ошеломлять. Лещенко попал под микроскоп, в который сам рассматривал Андрея Ющенко. Но ему теперь сложнее защищаться - основные контраргументы он сам же успешно разбил одинадцать лет назад.
Аналогично если политиком или чиновником когда-нибудь станет Дмитрий Гнап - думается, в сложные для страны дни ему лучше будет сразу уходить в затвор, отменять все сделки, приостанавливать все свои дела и, главное, ничего не подписывать. Иначе его позицию будут критиковать так же, как он критиковал Петра Порошенко за несколько росчерков пера во время Иловайских событий.
Таков бумеранг апелляций к моральному аспекту. Если вы уж его один раз бросили - запомните траекторию и постарайтесь не вставать у него на пути.