«Третий Рим» (каковым считает себя Москва) в худших византийских традициях попытался интриговать против древней столицы той самой Византии – Второго Рима – Константинополя. Впервые за тысячелетнюю историю у РПЦ был шанс поучаствовать во Всеправославном Соборе (состоялся 16-26 июня). Но руководство русской Церкви, призрев историческую значимость момента, предпочло роль бабы Яги из советского мультфильма, которая из вредности всегда была «против». Впрочем, нас больше интересует судьба украинского православия – о нём и пойдёт речь, но о «белокаменной» и её роли в этом нам придётся вспомнить ещё не раз.
Начнём с главного: единая поместная автокефальная православная Церковь в Украине обязательно будет. Такова логика исторических процессов, протекающих сегодня с невероятной скоростью и с такой же неотвратимостью. Даже в исключительно консервативном Константинополе поняли: уврачевать раскол в крупнейшей православной Церкви невозможно путём заталкивания верующих украинцев в лоно каноничной УПЦ, подчинённой Московскому Патриархату. Аннексия Крыма Россией и война на Донбассе отвратили от «московских попов» за 2 года 10% (!) граждан страны. В 2010 году верными УПЦ (подчиняющейся МП) называли себя четверть населения Украины, в этом – уже только 15% граждан. И сегодня уже не каноническая, а «раскольническая» УПЦ (Киевский патриархат) объединяет 25% граждан Украины (сравните теперь эту цифру с показателем 12% полтора десятка лет назад).
Как ни парадоксально это звучит, но снова воссоединиться канонически с русским православием украинские верующие смогут лишь в одном случае: на равных, получив каноническую, независимую от Москвы православную Церковь. Для этого есть лишь один путь – вернуться Киеву в лоно Матери-Церкви Вселенский Патриархат (то есть восстановить статус-кво, существовавший семь столетий, с 988 по 1686 год).
Саботаж вселенского масштаба
Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь – это не набор слов, а один из постулатов «Символа Веры», квинтэссенции всего того, что исповедует всякий православный: араб, грек, славянин и все другие. Объединяющим фактором для мирового православия является Вселенский Патриархат, его предстоятель (Архиепископ Константинополя – Нового Рима и Вселенский Патриарх, сегодня это грек Варфоломей I) является первым среди равных 14 глав поместных православных Церквей.
На деле же в мировом православии, в отличие от католичества, нет единой иерархии и нет своего Ватикана с папой – все Церкви имеют независимость (автокефалию). Однако некоторые независимы настолько, что, хоть формально и признают Вселенского Патриарха первым по чести, но фактически являются альтернативным центром влияния в православии. Речь, конечно же, об РПЦ. Правда, это влияние сильно пошатнулось не только в украинском, но и мировом масштабе, но об этом чуть позже.
Сначала подконтрольные Москве грузинская, болгарская и сербская Церкви заявили о своём неучастии в Соборе (последняя, правда, передумала – говорят, что под гарантии непризнания автокефальными Черногорской и Македонской церквей).
Ну а потом, картинно разведя руками, отказался ехать на Крит и сам Московский патриарх Кирилл, мол, Собор-то теперь выходит не Всеправославный, так и нечего время тратить. Но поскольку все без исключения Церкви участвовали в подготовке документов для рассмотрения на Соборе (а готовился он без малого 60 лет!), то и провести его ничто не мешало – все желающие из числа отсутствовавших смогут позже присоединиться и подписать принятые решения.
Кстати, перенос Собора с территории уже недружественной для России Турции на Крит был одной из множества уступок Москве – и всё напрасно. Коротко заметим лишь, что отсутствие на Соборе древнего Антиохийского Патриархата (православных арабов Сирии, Ливана и других стран) вызвано с неурегулированным конфликтом с Иерусалимским патриархатом.
За скобками Собора
Настоящий ажиотаж не только среди обычных мирян, но и среди журналистов в Украине накануне Собора выглядел довольно странно. Каких только предположений ни строили – вплоть до предоставления автокефалии УПЦ прямо во время Собора. Однако же документы для него разрабатывались долго и тщательно, при деятельном участии РПЦ, повестка дня также была утверждена задолго до «саммита». То есть «украинский вопрос» никак не мог рассматриваться на критском Соборе.
Правда, в кулуарах Всеправославного собора его участники об Украине говорили, притом устроившая демарш РПЦ сделала тональность этих разговоров ещё более благосклонной к древнему Киеву. Помогли и расторопные лоббисты единой канонической поместной украинской православной Церкви, проведя через парламент обращение ко Вселенскому Патриарху с просьбой об автокефалии. Эта политическая спецоперация достойна отдельного упоминания в учебниках истории – ведь удалось внезапно (для стороннего наблюдателя) за день до Собора собрать 245 голосов депутатов за исключительно грамотный документ. Просили украинские парламентарии совершенно конкретную вещь: признать недействительной аннексию Киевской Митрополии Московским Патриархатом в 1686 году (это формулировка самого Варфоломея I во время выступления на Софиевской площади в Киеве в 2008 году!).
Напомнили всесвятейшему Варфоломею и сказанные тогда же, в 2008 году, слова о материнских правах Константинопольской Церкви по отношению к православной Церкви в Украине, а также процитировали Патриарха: «Церковь-мать имеет не только право, но и обязанность поддерживать в пределах устоявшейся православной традиции любое конструктивное и перспективное предложение, которое как можно быстрее ликвидирует опасные разделения в церковном теле, «чтобы зло не стало больше» для Святой церкви в Украине и Православной церкви в целом».
Конец российской гегемонии
Семь веков, от самого крещения Руси в 988 году и до 1686 года, наша церковь была экзархатом Вселенского Патриархата, и лишь с того злополучного года очень спорным, неканоническим решением древнюю киевскую кафедру подчинил Москве тогдашний Вселенский Патриарх Дионисий (он четырежды свергался с патриаршего престола и снова взбирался на него!). Против этого категорически выступал тогдашний Иерусалимский Патриарх Досифей, назвавший действия Москвы «Восточной Церкви разделением». А Дионисий же удовлетворился «малым»: 200 золотых и три сорока соболей… В письме в Москву он ещё попросил жалование и для других архиереев, подписавших вожделенную Кремлём грамоту. Но кстати: без разрешения султана такое решение патриарх принять не мог, а султан его одобрил ради мира с Москвой – тогда была такая ситуация. Сегодня Анкара также сильно влияет на решения Фанара (резиденция Вселенского Патриарха в Стамбуле), но миром её отношения с Москвой сегодня никак не назовёшь.
Если проводить светскую аналогию, то депутаты ВР просят Вселенского Патриарха отменить то злополучное решение по такому же принципу, как после бегства Януковича была отменена незаконная конституционная реформа. Кстати говоря, решение Константинополя об аннексии киевской Митрополии Москвой было принято исходя из «воссоединения» Украины и России усилиями Богдана Хмельницкого. Ну а раз мы уже 25 лет как снова в разводе, то даже логика того самого документа диктует: киевская кафедра после 330 лет подчинения Москве должна вернуться к истокам – к подчинению Константинополю, от которого Киев и принял христианство 1028 лет тому назад. И уж после можно будет говорить о полной независимости.
И на этот счёт в депутатском обращении также есть более чем уместный отсыл к выступлению патриарха Варфоломея на Софиевской площади Киева в 2008 году: «Вспоминая о реакции Вселенского патриархата на желание автокефалии со стороны правительств новообразованных государств Балканского полуострова, Вы, Ваша Всесвятость, заметили, что, руководствуясь интересами национальной целостности этих народов и идя даже вопреки интересам собственной юрисдикции, Константинополь благословил образование четырех автокефальных церквей: Греческой (1850), Сербской (1831), Болгарской (1945) и Албанской (1937)». То есть тогда Константинополь отпустил из-под своей юрисдикции целых 4 церкви ввиду обретения независимости соответствующими государствами, а ведь и мы-то просим автокефалии по той же самой причине!
И лишь немного статистики: сегодня в Украине более 17 300 православных приходов (это суммируя приходы всех пока ещё разрозненных православных конфессий), в самой России приходов чуть меньше 15 000, а у Вселенского Патриархата всего лишь 500 (пока)… У России есть все шансы в одночасье превратиться из первой по количеству приходов (а в православии считают именно по приходам, а не по числу прихожан) сразу в третью (после нас и Румынской православной Церковью с примерно 16 000 приходов). Ведь это же нонсенс: РПЦ является крупнейшей православной церковью именно за счёт украинских приходов, но, пользуясь статусом гегемона, как раз и противится наведению порядка в украинском православии.
О митрополите Владимире
Закономерный вопрос: а что же думают в канонической УПЦ? Разве получится безболезненно «оторвать» её от Москвы и снова сделать экзархатом Константинопольской церкви? А там уже давно готовы к этому! Да, не все, есть оголтелые москвофилы, но их число за 25 лет независимости (а тем более за более чем 2 года войны России против Украины) уменьшилось настолько, что в случае дарования Вселенским Патриархом автокефалии УПЦ они смогут максимум не признать этого и какое-то количество приходов зарегистрируются как филиалы РПЦ. То есть раскольниками в каноническом смысле они не станут, но будут отщепенцами. Правда, их количество будет несопоставимым с числом нынешних «раскольников» – УПЦ (КП) и УАПЦ суммарно имеют сегодня около 6 000 приходов.
В 2008 году у всех сторон не хватило политической воли восстановить Константинопольский экзархат в Украине. Но относящиеся к Константинопольскому Патриархату епископы Западных епархий УПЦ США и Канады не прекращали вести посредническую работу в переговорах с украинскими архиереями различных конфессий. Обеспокоенные российские фундаменталисты называют это в советском стиле «происками вашингтонского обкома». Но за всем этим украинцы не слышали, к сожалению, голоса многолетнего предстоятеля УПЦ митрополита Киевского и всея Украины Владимира. Владыка, как ни странно это сейчас покажется далёким от церковных дел читателям, был убеждённым и последовательным сторонником преодоления украинского православного раскола путём создания канонической автокефальной украинской православной Церкви.
«История и современное состояние Украинской Церкви, – писал ныне покойный Предстоятель УПЦ в одном из своих последних текстов, – дают основания надеяться, что в будущем наша Церковь получит новый – поместный – канонический статус. Однако наш путь к желаемому церковному и национальному единству должен опираться не на каноническое самоволие, а на доверие к Вселенскому Православию, которое, искренне в это верю, во время, которое знает Господь, наделит нашу Церковь и новым каноническим статусом, и должным ей местом в диптихе Поместных Церквей».
Украина готова к самостоятельности
Многолетний сподвижник главы УПЦ митрополит Александр (Драбинко) написал немало трудов о проблеме раскола в Украине. Бережно храня духовное наследие покойного предстоятеля, он сегодня является одним из лидеров многочисленного патриотического крыла архиереев УПЦ. Чем вызывает нападки промосковских деятелей и даже подвергается физическим нападениям со стороны «православного олигарха», россиянина Вадима Новинского (правда, во время Майдана Пётр Порошенко называл нынешнего нардепа от «Оппоблока» значительно жёстче – «сукой православной»).
Выражая мнение огромного количества духовенства и прихожан УПЦ митрополит Александр пишет: «С началом вооруженной агрессии России все изменилось. Украинскую Православную Церковь перестали воспринимать как отечественную церковную структуру. Нравится это нам или нет, но в глазах значительной части (если бы не сказать – большинству) современного украинского общества мы превратились в «Церковь государства-агрессора». Мне очень больно, что Церковь, в которой я вырос и воспитан, Церковь, к которой я принадлежу и которую люблю всем сердцем, воспринимают как «церковь оккупанта».
И ещё одна цитата из статьи митрополита Александра для понимания того, насколько адекватно патриотическое духовенство УПЦ воспринимает происходящее и к чему стремится: «среди наших верующих есть и те, кто желает сохранить каноническую подчиненность Московскому патриарху. Впрочем, по нашему глубокому убеждению, этих наших братьев ни при каких обстоятельствах нельзя вынуждать к переходу в пусть и законную автокефальную Церковь. Это наша принципиальная позиция: юрисдикционный выбор должен быть сделан свободно, а не под принуждением внешних обстоятельств. Важно, если бы и сторонники автокефального статуса, и те, кто примет решение остаться в составе Русской Церкви, имели возможность свободно посещать храмы и жить по своим убеждениям. Также является крайне важным заданием, чтобы общины, которые войдут в состав Поместной Православной Церкви в Украине, и те, кто останется в составе Русской Церкви, сохранили между собой мир и евхаристическое общение».
Ну что ж, завершив такое важное дело как Всеправославный Собор, первоиерарх Варфоломей теперь имеет время, силы и, несомненно, волю для решения проблемы украинского православия. Ему не дадут об этом забыть хотя бы даже хорошо знакомые ему прихожане-украинцы, ведь украинская диаспора в Стамбуле уже давно посещает не подворье РПЦ, а именно кафедральный собор Вселенского патриархата. А в уже упомянутом обращении Верховной Рады к патриарху депутаты напоминают, что именно он совсем недавно совершил канонические действия по нормализации церковной жизни в православных церквях Эстонии (1996), Болгарии (1998) и Чехии и Словакии (2014).
Кстати, именно к Варфоломею лично, а не к Собору украинские депутаты обратились потому, что только Вселенский Патриарх полномочен даровать автокефалию. И в случае с Украиной ждать милости от Москвы нет смысла именно потому, что патриарх Кирилл даровать УПЦ ничего не может, даже если бы вдруг сильно захотел. Пример тому – история Церкви Чехии и Словакии: патриарх Московский Алексий I ещё в 1951 году своей грамотой провозгласил её полную независимость, но это не обеспечило признания её автокефального статуса со стороны Константинополя и других Поместных Церквей. Поэтому в 1998 году, по просьбе чешских и словацких иерархов, патриарх Варфоломей выдал новый Томос о даровании автокефалии Православной Церкви Чешских Земель и Словакии. Получение аналогичного Томоса Украиной будет без преувеличения истинным торжеством украинской нации в вопросе становления настоящего независимого полноценного государства.
Максим Кречетов