В тисках экономии: вызовы и опасности для социальной политики правительства

Александр Радчукполитолог

Сфера социальной политики всегда выполняла роль своеобразной «морковки» в планах политиков. Именно популизм со стороны власти и двойные стандарты в получении социальных льгот, которых придерживается большинство населения Украины, довели ситуацию до коллапса. Особенно острой сегодня является проблема с дефицитом Пенсионного фонда, который создает существенные дисбалансы для Государственного бюджета.

Эксперты прогнозируют, что к концу года Украину ожидает еще один вызов - кризис с коммунальными долгами и необходимость пересмотра системы субсидий для населения.

Тема любой социальной помощи прогнозируемо становится заложником предвыборного популизма политиков. Пока одни из них находятся у власти и пытаются хоть как-то удержать ситуацию на плаву, другие безосновательно спекулируют на данной теме. Безусловно, выгода от таких действий одна: получить как можно больше голосов избирателей и дорваться до власти. А поскольку традиционно в Украине и сейчас сильными являются патерналистские ожидания большинства граждан, которые все же надеются получить от государства хотя бы какую-то льготу, социальный популизм остается самым коротким путем для политика или партии к власти.

С другой стороны, большая часть предпринимателей и работающих граждан стараются как можно лучше оптимизировать свои доходы, чтобы уменьшить налоговые отчисления в бюджеты и социальные фонды. Возникает ситуация замкнутого круга, ведь повышать социальные стандарты государство не в состоянии, тогда как действительно социально уязвимые слои населения остаются на произвол судьбы со своими проблемами.

Наибольшей опасностью для нового правительства является то, что решение проблемы социальной политики станет чуть ли не основной задачей для обеспечения безопасности страны от возможных социальных взрывов. По данным апрельского исследования социологической компании TNS, среди самых больших страхов украинцев (60% опрошенных) – невыплата зарплат и пенсий. Еще одной внутренней проблемой, которая вызывает социальное напряжение в обществе, является угроза безработицы (около 54% респондентов).

Правительственная повестка дня

Ключевая стратегия нового правительства Владимира Гройсмана – удержать социальную сферу на плаву, пока будет продолжаться запуск экономики страны. Именно на это направлено большинство инициатив социального блока нового Кабмина - мероприятия по экономии и внедрение адресных механизмов начисления различных льгот.

Социальный блок в новом Кабмине усилили профильным вице-премьером - им стал экс-министр социальной политики в обоих предыдущих правительствах Арсения Яценюка Павел Розенко. Министерство соцполитики возглавил давний соратник Владимира Гройсмана еще со времен его работы городским головой Винницы - Андрей Рева.

Павел Розенко еще в предыдущем правительстве вел длительные дискуссии с тогдашней главой Минфина Натальей Яресько: предметом споров был вопрос возможности увеличения налоговой нагрузки для предпринимателей для покрытия дефицита Пенсионного фонда. Впрочем, Яресько удалось отстоять свои позиции. Правда, сам Розенко уже в новом правительстве «порадовал» украинцев новостью о двукратном постепенном росте соцстандартов уже в этом году. Так, с 1 мая, согласно решению правительства, основные социальные стандарты увеличили на 6%: прожиточный минимум вырос с 1330 до 1399 грн, минимальная заработная плата - с 1378 до 1450 грн, а пенсия - с 1074 до 1130 грн. В декабре соцстандарты планируют повысить еще на 6%.

Еще одна проблема, которую предстоит решить правительству, - социальные выплаты переселенцам. В конце февраля Кабмин Арсения Яценюка решил приостановить социальные выплаты тем лицам, в отношении которых сомневается, действительно ли они являются переселенцами. Поводом для этого стало выявление СБУ мошеннических схем по получению подобной помощи от государства лицами, которые в действительности не является переселенцами, а лишь используют такой статус с целью собственной наживы. Задача для нового правительства - проверить соответствие предоставления и подтвердить справедливость выплат для так называемой категории внутренних переселенцев. Речь идет о 1,7 млн украинцев, которым государство выплачивает социальную помощь из Госбюджета.

Проверить всех вряд ли удастся, поэтому Минцсополитики придется тщательно совместно поработать с СБУ и другими правоохранительными органами для выявления нарушителей. «Нам нужен единый механизм, который бы, с одной стороны, облегчал людям жизнью, а с другой - не создавал возможностей для злоупотреблений. Если мы будем финансировать социальные выплаты лицам, занимающихся противоправной деятельностью под прикрытием статуса внутренне перемещенных лиц, то по действующему законодательству это называется финансированием терроризма со всеми вытекающими из этого последствиями», - заявил новый министр социальной политики Андрей Рева.

Впрочем, пока новый министр запомнился украинцам и еще двумя неоднозначными заявлениями о невозможности проводить монетизацию субсидий и необходимости повышения пенсионного возраста для работающих. Касательно монетизации льгот, то это, по мнению министра, приведет к путанице и нецелевому использованию средств, предоставленных государством конкретному гражданину. Относительно альтернативы поиска денег для покрытия дефицита Пенсионного фонда, Андрей Рева вполне серьезно предположил и вариант с повышением пенсионного возраста. Мол, подобный шаг может быть временным и уже через 5 лет позволит полностью покрыть дефицит Пенсионного фонда. Кроме того, западные кредиторы неоднократно намекали на подобный сценарий для получения очередных траншей помощи. Правда, по словам министра, пока к таким действиям в правительстве прибегать не собираются.

Три шага для изменений

Конечно, на фоне прогнозов по росту ВВП в 2016 году всего на 1,1%, ожидать значительного улучшения в сфере повышения социальных стандартов не следует. К тому же, существенные дисбалансы в украинской экономике фактически подрывают дальнейшую возможность существования эффективной социальной сферы. Речь идет о ее существенной перестройке.

По словам Президента, в следующем году в Украине прогнозируется уменьшение инфляции до уровня 8%. «У нас уже есть положительная динамика в первом квартале. Могу сказать, что инфляция в I квартале составляет около 5%. Мы оптимистично смотрим в будущее по таргетированию показателя инфляции до 12% в год, и на следующий год мы будем иметь возможность перейти к 8% инфляции», - заявил Петр Порошенко во время своей пресс-конференции. Подобный шаг, по мнению экономистов, сможет несколько компенсировать обесценивание социальных выплат, рост которых анонсировали в правительстве.

Впрочем, существенным остается введение трех важных реформ в социальном секторе, без которых перестроить и оздоровить всю систему будет просто невозможно.

Во-первых, речь идет о создании единой базы государственных социальных выплат. Необходимо провести аудит всех категорий льготников, начиная от субсидий, пособий по безработице, заканчивая пенсиями и льготами участникам боевых действий в АТО.

Так, в 2015 году Минфин уже начал процесс очистки социальных расходов Бюджета от незаконных получателей различных видов пособий. После этого Минсоцполитики была передана информация о 248 тыс. лиц, которые могли незаконно получать социальную помощь от государства в размере около 2,8 млрд грн в год. Теперь Министерство должно проверить все подобные случаи и занести их в единую базу данных. Без этого, по мнению экспертов, невозможно говорить о какой-либо экономии и учете государственных средств, выделяемых на социальную сферу.

Во-вторых, речь идет о разгосударствлении и демонополизации сферы предоставления социальной помощи, а также возможности предоставления ее в адресном, монетизированном виде. Правда, сейчас в Украине насчитывается более 19 млн льготников. Без четкого аудита и пересмотра количества льготных категорий населения денег для монетизации может просто не хватить.

В-третьих, запуск пенсионной реформы. Прежде всего, речь идет о введении полноценной системы пенсионного страхования - обязательного и добровольного уровней. Именно от внедрения подобной системы будет зависеть успешность и ряда других реформ, в частности детенизации заработных плат. К тому же, эксперты отмечают необходимость наведения порядка и в системе начисления государственных пенсий.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО