Падение экономических показателей в течение последних двух лет серьезно повлияло на благосостояние подавляющего большинства граждан Украины. К многократному обесцениванию национальной валюты, повышению цен на продукты питания, транспортные услуги, инфляции, нестабильной работе банковской системы прибавилось еще и значительное повышение тарифов на коммунальные услуги.
Причиной этого стала безответственная многолетняя политика компромиссов между властями и населением, в результате чего сохранялась низкая цена на энергоресурсы. Это позволяло гражданам платить не слишком высокую цену за коммуналку, а политикам и олигархам – незаконно обогащаться, паразитируя на так называемых «газовых схемах».
Все бы ничего, но именно в кризисный период для страны, рассчитываться за ошибки более чем двадцатилетнего периода коммунального популизма, похоже, придется рядовому налогоплательщику. Свертывание экономической активности, безработица и низкие заработные платы могут привести к коллапсу и на рынке жилищно-коммунальных услуг. Ведь рассчитываться по новым платежкам украинцам становится все труднее. Особенно остро встал вопрос в регионах, где большинство населения может надеяться разве что на субсидии.
ЖЭКи и управленческие компании напоминают людям о своевременной оплате долгов за квартплату. И в то же время готовятся к предстоящим судебным процессам, во время которых будут пытаться любым способом заставить украинцев оплатить оказанные услуги. Даже если придется забрать последнее, что остается у граждан, – их жилье. Впрочем, к чему может привести такая стратегия и что делать с конфискованным имуществом дальше?
Рискуем собственным домом?
О том, что ЖЭКи и местные власти пытаются придумать как можно больше способов вернуть долги граждан, известно уже давно. Однако именно после многократного увеличения цен на коммунальные услуги, таких случаев станет в разы больше.
Так, недавно городской совет Луцка продал квартиру, конфискованную по решению суда за долги по коммуналке. При этом в горсовете не шутят: за долги в более чем 10 тыс. гривен будут подавать судебные иски для дальнейшей конфискации и перепродажи имущества. Напомним, что долг на такую сумму будет не так уж и трудно накопить – в регионах в отопительный сезон квартплата за 1-комнатную квартиру может достигать 1500 грн в месяц. Чуть больше полугода неоплаченных платежек и граждан будут иметь основания лишить помещения.
В Днепре придумали другой метод борьбы с неплательщиками: им будут блокировать выезд за границу. Так, в городском совете города отчитались о 385 гражданах, которые не смогли осуществить поездку за границу из-за неуплаченных долгов за комуслуги.
В ст. 47 Конституции Украины говорится о том, что ни один гражданин не может быть принудительно лишен жилья, кроме как на основании закона и по решению суда. Руководствуясь положениями Гражданского процессуального кодекса (ГПК), любой гражданин имеет гарантированное право на обращение в суд для рассмотрения требований о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги. На стороне истца – упрощенный порядок рассмотрения такого рода споров. Кроме того, сумма задолженности может быть любой: можно задолжать и 10 гривен, и 100 тысяч – важен сам факт существования долга.
Еще одна интересная норма ГПК – возможность требовать судебный приказ о взыскании задолженности без проведения самого судебного заседания и заслушивания позиций сторон. В этом случае закон полностью на стороне ЖЭКов и местной власти. Впрочем, должник может обжаловать такое решение суда и заблокировать дальнейшие действия с его имуществом. Более того, даже после решения суда о взыскании долга, гражданин не лишен права уплатить требуемую задолженность даже по рассрочке.
Украинцам нужно помнить и о еще двух важных юридических нюансах, которые сужают возможности отобрать у них жилье.
Во-первых, сумма неуплаченного долга, подлежащего взысканию по судебному исполнительному производству, должна составлять не менее десяти размеров минимальной заработной платы (в 2016 году - около 13780 грн.).
Во-вторых, если гражданин является владельцем единственного жилья, отобрать его за долги не могут. Однако, подчеркивают юристы, такое положение дел не является индульгенцией для должников: исполнительная служба будет искать возможность реализовать другое имущество гражданина до тех пор, пока он не выполнит свои обязательства и не погасит долг.
Конечно, местная власть таким образом планирует бороться с системными нарушителями. Правда, в этом году их количество может значительно увеличиться. Нужно помнить и о том, что власти на местах также рискуют: ведь конфискованное имущество нужно еще реализовать, чтобы вернуть долги, а украинцы, зная о возможных проблемах с подобным имуществом, не спешат его покупать даже по сниженной цене. Еще один риск – рост градуса социальной напряженности. Социологи уже не раз констатировали: украинцы способны объединяться в кризисные моменты именно на почве социальной несправедливости и нарушениях прав человека. Поэтому «квартирные бунты» могут стать угрожающей перспективой и на местном, и на центральном уровнях власти.
Субсидии не спасут?
В прошлом году Кабмин снял все ограничения на получение субсидий гражданами. В Минсоцполитики сообщили, что за время отопительного сезона 2015/2016 субсидии получили 5,5 млн домохозяйств. В этом году, по подсчетам экспертов, эта цифра может вырасти до 8 млн заявителей.
В свою очередь, в Минфине уже объявили о намерении проверить все будущие заявки на получение субсидий. Для этого даже могут сделать запрос в банковские учреждения с целью проверки платежеспособности заявителя. Однако, по мнению экспертов, такая инициатива будет провальной, ведь она нарушает право украинцев на банковскую тайну, что непременно будет обжаловано в судах.
Поэтому чиновникам придется придумать другие методы проверки граждан на платежеспособность в процессе получения документов на субсидию. Одна из таких инициатив - запуск электронной системы расчета субсидий и постепенный переход на адресные дотации.
«Проблема в том, что субсидии не является монетизируемыми и люди не могут потратить их на утепление дома, чтобы сократить потребность электроэнергии и необходимость получать субсидии дальше. Деньги проходят платежом компаниям, которые предоставляют услуги, и человек может даже не знать, какова их стоимость в квитанции», - рассказал эксперт по энергосбережению «Реанимационного пакета реформ» Святослав Павлюк.
Эксперты считают, что заложенные в тарифы цены на газ больно ударят по всем слоям населения. Рост цен на тарифы был одним из основных требований для продолжения сотрудничества с МВФ. Можно предположить, что уже осенью, после фактов массовых коммунальных неплатежей со стороны украинцев, Кабмину придется обращаться к иностранным кредиторам уже за необходимыми средствами для предоставления субсидий.
«Одно дело, если бы 5% в стране требовали субсидий, а у нас 75% населения могут требовать субсидий. Это реальность. Нынешняя система вряд ли сможет обеспечить такое количество населения. Она может быть даже очень продумана, но это слишком большое количество и это неправильно по факту, когда такой процент нуждается в помощи», – считает ведущий эксперт по энергетическим программам и ЖКХ Сергей Дяченко.
Отказавшись от российского газа, диверсифицировав его поставки и увеличив цены на газ для всех граждан, правительство не смогло найти других компенсаторов, кроме субсидий. Впрочем, повышение цен - это не реформа. Эксперты говорят о необходимости срочного внедрения системы энергоэффективности на уровне центральных органов власти и в регионах, и обеспечения учета всех энергетических ресурсов.
По мнению главы Центра политических студий и аналитики «Эйдос» Виктора Тарана, власти необходимо создать Фонд энергоэффективности и других прозрачных и доступных механизмов финансовой поддержки мероприятий по энергоэффективности для населения. «А часть средств, которая бездумно и непрозрачно используются для субсидирования, нужно направить на мероприятия по уменьшению потребления энергоресурсов путем внедрения энергоэффективности», – считает эксперт.
Впрочем, пока единственный реальный шанс и для власти, и для граждан без социальных потрясений пережить следующий отопительный сезон – договариваться о сотрудничестве. Так, на днях в КГГА сообщили о введении для тех жителей столицы, которые имеют долги за коммуналку, рассрочки на их уплату. И хотя ноу-хау с кредитами на коммунальные платежи на первый взгляд кажется бессмыслицей, все же, это хоть какой-то предложенный выход из сложной ситуации. В КГГА сообщают, что оформление рассрочки позволит должникам избежать штрафных санкций, принудительного взыскания долга, оплаты судебных расходов, ареста имущества, ограничения выезда из Украины и уголовной ответственности.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»