Премьер-министр Украины Владимир Гройсман заявил, что следующая пленарная неделя станет социальной. Для этого был внесен ряд законопроектов, которые касаются выплат пенсий и различных социальных гарантий.
Кроме этого, уже в ближайшей перспективе народные избранники намерены частично подкорректировать в сторону либерализации правовое регулирование некоторых аспектов открытия и ведения коммерческой деятельности, конкретизировать определенные моменты проведения государственных проверок бизнеса, а также пересмотреть механизм перехода имущественных прав на бесхозяйственные земельные участки, вошедшие в состав наследственной массы. Также парламентарии в рамках второго чтения планируют вернутся к законопроектам, касающихся исполнительного производства и деятельности частных исполнителей. Попробуем по блокам коротко ознакомить читателей с сутью наработанных разработчиками поправок в действующее законодательство.
БЛОК ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ
Данный блок представлен следующими законопроектами:
– №2418а «О внесении изменений в закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» касательно либерализации системы государственного надзора»
Документ направлен на уменьшение количества контролирующих органов, сужение их полномочий и ограничение вмешательства в деятельность предпринимателей. Конкретизируются основания для осуществления проверок и устанавливаются периодичность и четкие суженные сроки их проведения. Вводится презумпция правомерности деятельности предприятия в случаях, когда неоднозначно определены его права и обязанности или полномочия проверяющего органа.
– №3136 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно уменьшения административной нагрузки на субъектов хозяйствования»
Законопроектом с целью уменьшения давления и совершенствования законодательного регулирования сферы начала и ведения предпринимательской деятельности, а также устранения необоснованных регуляторных барьеров, предусматривается внесение изменений в целый пласт национального законодательства. В частности, речь идет о законодательном урегулировании порядка перевода жилых помещений в нежилые и наоборот, последующее их использование в предпринимательской деятельности; упрощение документального оформления строительных работ, целый ряд поправок в законодательство о разрешительной системе, в том числе касающегося декларативного принципа получения права на осуществление определенных хозяйственных действий без обязательности получения документа разрешительного характера и т. д.
– №3153 «Об особенностях осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности»
Во втором чтении документом предлагается ввести, хотя более корректно говорить о продолжении, мораторий на проведение государственных проверок до 31.12.2016 года. Авторы документа уверены, что таким образом для граждан обеспечивается возможность защиты своих прав в случае их нарушения. Одновременно вводится механизм защиты бизнеса от необоснованных проверок контролирующими органами. Однако при рассмотрении вопроса о применении таких жестких ограничительных мер на проведение государственного контроля бизнеса, не стоит оставлять без внимания интересы конечных потребителей, поскольку полный запрет на проведение проверок может негативно отразиться на качестве предоставляемых в перспективе товаров, работ и услуг.
Сможет ли украинский бизнес работать «по-честному» и уважительно относится к потребителю - покажет время. С другой стороны ожидается, что данные законопроекты смогут если не побороть, то хотя бы уменьшить уровень коррупции в системе государственного контроля.
БЛОК СУДОУСТРОЙСТВА
В сфере судопроизводства на текущей пленарной неделе парламент рассмотрит представленные и определенные Президентом Украины как первоочередные законопроекты №3768 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно внедрения системы автоматизированного ареста средств в гражданском и хозяйственном судопроизводстве», и проект №3769 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно внедрения приказного производства в гражданском и хозяйственном судопроизводстве».
Первый создает систему автоматизированного ареста средств на банковских счетах с целью обеспечения оперативного исполнения судебных решений и постановлений государственного исполнителя о наложении ареста на денежные средства, находящиеся на банковских счетах. Создание системы автоматизированного ареста средств будет осуществляться Государственной судебной администрацией Украины при непосредственной поддержке Международного валютного фонда.
Второй – создает систему электронного приказного производства, что позволит снизить нагрузку на судебную систему Украины путем установления нового порядка рассмотрения некоторых категорий дел в короткие сроки с использованием информационных технологий и без вызова сторон электронного приказного производства в суд.
Оба проекта интересны и полезны, заслуживают принятия хотя бы с той позиции, что бюрократически коррумпированную судебную систему уже невозможно испортить больше, чем сейчас.
Также достаточно быстро ко второму чтению были подготовлены законопроекты, касающиеся исполнительного производства и деятельности частных исполнителей (№2506-а и №2507-а). Они учитывают ряд предложенных технических правок, изменений и дополнений, которые в итоге не существенно влияют на предложенную концепцию первичных документов. Их принятие позволит наконец заработать институту частного исполнения и уничтожит монопольное положение государства в сфере исполнения судебных решений.
УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ БЛОК
На текущей пленарной неделе представлен проектом №3254 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины относительно криминализации контрабанды алкогольных напитков, табачных изделий». Проект сделан с целью введения уголовной ответственности за контрабанду табака и алкоголя.
По информации Государственной фискальной службы, в 2015 году по фактам контрабанды сигарет и алкогольных напитков поднималось более 15 тысяч дел на общую сумму 1,7 млрд гривен, следовательно проект целесообразно с точки зрения уменьшения безумного уровня контрабанды и наполнение государственного бюджета Украины средствами от реализации конфискованного у контрабандистов товара и уплаты ими штрафов.
Народный депутат Андрей Тетерук законопроектом №4373 предлагает усилить ответственность за управление транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического опьянения или под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и скорость реакции. Идея заключается в банальном поднятии штрафов за вождение «подшофе» в три раза. Однако автор законопроекта не обратил внимание на то, что кроме Кодекса Украины об административных правонарушениях, куда и предлагается внести изменения, в правовой системе Украины есть и другие законы.
Итак, если проект будет принят, то ответственность за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения будет значительно строже, чем ответственность за нарушение правил дорожного движения, повлекшее телесные повреждения средней тяжести (ст. 286 Уголовного кодекса Украины). В целом поднятая в законопроекте проблема является вопиющей и требуюет немедленного решения, но бороться с пьянством за рулем необходимо не путем увеличения санкций, а путем обеспечения неотвратимости наказания.
ПРЕОДОЛЕНИЕ ВЕТО ПРЕЗИДЕНТА
В четверг народные избранники вернутся к рассмотрению проектов законов, на которые Президентом было наложено вето.
Отдельного внимания заслуживают законопроекты №2090 «О внесении изменений в закон Украины «О государственном оборонном заказе» и №3062 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно управления объектами государственной и коммунальной собственности». Документы были возвращены в парламент с замечаниями, которые касаются оборонного комплекса и оборонного заказа.
Так, в законопроекте №3062 Президент Украины предлагает определять регулирования образования организации и государственных унитарных предприятий оборонно-промышленного комплекса в соответствии с законом Украины «Об особенностях управления объектами государственной собственности в оборонно-промышленном комплексе». Обосновывается это большой стратегической важности указанного комплекса. Впрочем, в части повышения прозрачности деятельности субъектов хозяйствования государственного сектора экономики будут применены нормы, основанные на рекомендациях ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), а именно - устанавливается годовая отчетность государственного унитарного предприятия с возможностью обязательной проверки независимым аудитором. Но здесь следует учесть, что возможность проверки результатов аудита не предусмотрена для концернов оборонно-промышленного комплекса, которым является «Укроборонпром».
В то же время в законопроекте №2090 Президент предлагает отменить норму о возможности осуществлять закупку продукции, работ, услуг оборонного назначения по импорту у иностранного предприятия. Этой нормой фактически устанавливается монополия «Укроборонпрома» и его структур на импорт товаров оборонного назначения, в том числе и оружия. Исходя из абсолютной непрозрачности этой структуры, о чем уже было сказано абзацем выше, можно смело говорить, что эта норма имеет коррупционную составляющую, которая, вероятно, позволит обогатиться руководству «Укроборонпрома» и связанными с ним структурами.
Все помнят, с каким пафосом принимались законопроекты №3830-3 «О внесении изменений в закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2016 год» относительно финансирования профессионально-технического образования» и №3831-2 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины по финансированию профессионально-технического образования» о восстановлении образовательной субвенции из Госбюджета на поддержку профобразования? Так вот, Президент Украины предлагает отклонить эти законопроекта полностью, ведь денег в бюджете нет и не предвидится. Интриги добавляет тот факт, что при голосовании в Верховной Раде эти законопроекты набрали 297 и 305 голосов соответственно, то есть для преодоления вето Президента голоса есть, и нам остается только гадать, кто станет тем «гадким утенком», у которого внезапно не проголосует карты.
БЮДЖЕТНАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Интересен тот факт, что Администрация Президента не знает о законопроекте №4543 о внесении изменений в закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2016 год» (относительно социальных стандартов и объема субвенции на предоставление льгот и жилищных субсидий), которым правительство предлагает увеличить доходную и расходную часть государственного бюджета Украины и даже предлагает увеличить социальные стандарты для населения. Причем доходы возрастут настолько, что правительство готово пойти на отмену налогообложения пенсий, о чем говорится в законопроекте №4542.
Эти законопроекты попытаются голосовать пакетно, ведь под лозунгами субсидий и отмены налогообложения пенсий правительство будет протягивать повышение социальных стандартов (предлагается увеличить минимальную заработную плату с 1450 до 1600 грн) только с 1 декабря, а не со дня фактического повышения цен на газ. Хотя в пояснительной записке именно повышение социальных стандартов и выплат обосновывается повышением цены на газ. Рискну спрогнозировать, что повышение минимальной заработной платы планируется на декабрь только из боязни нынешней власти перед массовыми социальными протестами осенью 2016 года, которые не в последнее время будут за непомерно высоких цен на природный газ для населения на коммунальные платежи. И Гройсман оставляет за собой люфт возможностей: в случае роста социальной напряженности будут повышены социальные стандарты или даже снижены цены на газ. В случае отсутствия напряженности норму о повышении минимальной заработной платы можно спокойно отложить до 2017 года.
СВОБОДА СЛОВА
Группа депутатов во главе с Сергеем Лещенко, которую принято называть «еврооптимистами», инициировала проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно недопущения требования предварительного согласования сообщений и материалов, которые распространяются печатными СМИ) №2047. Предлагается исключить из закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» положения, регулирующие вопросы соавторства в интервью. Кроме того, в изменениях в закон «О печатных средствах массовой информации (прессе) в Украине» предлагается считать согласие на интервью, высказанную должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления, достаточным основанием для публикации в СМИ полученных материалов без предварительного согласования; предусмотреть «Право на ответ» в соответствующем СМИ.
Уважаемые «еврооптимисты» при подготовке законопроекта, вероятно, немного поторопились, ведь отменять авторское право на интервью, как это предлагается проектом, не совсем правильно, поскольку в большинстве случаев интервью может рассматриваться как литературное произведение (пункт 1 части первой статьи 8 закон Украины «Об авторском праве и смежных правах»), который является результатом творческого труда соавторов - лица, давшего интервью, и лица, его взяла. А в результате принятия подобного проекта это право утрачивается.
Интервью часто касаются мыслей, чувств, личных обстоятельств, поэтому их обнародование без соответствующего согласия недопустимо не только с точки зрения авторского права, но и с точки зрения охраны конституционных прав человека и гражданина, в частности, права на уважение его достоинства (ст . 28 КУ), права на невмешательство в личную жизнь (ст. 32 КУ) и др. В то же время некоторые интервью могут иметь сугубо информационный характер или характер публичной информации о деятельности соответствующих органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренной законом Украины «О доступе к публичной информации». И тогда их действительно нельзя считать объектами авторского права, однако проект не дает нам подобной классификации.
Николай Мельник, Сергей Назаренко, Александр Григоренко, аналитическая группа «Левиафан»