Сотрудничество между Украиной и Международным валютным фондом началось еще в далеком 1994 году. Однако начиная именно с 2008 года, когда в результате мирового финансового кризиса экономические показатели Украины сверхвысокими темпами показали одну из худших негативных динамик среди других развивающихся стран, сотрудничество с МВФ стало более тесным.
Уже 8 лет подряд украинцы следят за заявлениями высокопоставленных чиновников о возможностях сотрудничества с кредиторами, вполне обоснованно связывая факт поступления очередного транша от МВФ со стабилизацией внутренне экономической ситуации. В 2015 году общее кредитование от МВФ составило 4,6 млрд долларов, впрочем, эта сумма оказалась меньше ожиданий правительства. Дело в том, что для получения очередного транша Кабмину Арсения Яценюка нужно было пойти на еще более непопулярные шаги по экономии средств. Препятствием на пути к получению средств от кредиторов стали коррупционные скандалы, длительный период «коалициады», а впоследствии и «премьериады».
Уже новый Кабмин во главе с Владимиром Гройсманом форсированными темпами пытается вернуться к активизации финансового сотрудничества с МВФ. По мнению премьер-министра, без кредитных вливаний в украинскую экономику коренным образом реформировать ее не удастся.
Похоже, действующая власть не видит альтернатив кредитованию, ведь о заинтересованности в возобновлении сотрудничества с Международным валютным фондом вместе с Гройсманом заявили и Президент, и глава Нацбанка. Однако все ли так однозначно в истории сотрудничества с международными кредиторами, и не стоит ли поискать скрытые резервы в украинской экономике, дабы не заглядывать в кошельки зарубежных налогоплательщиков?
В замкнутом кругу сотрудничества
Оснований для сомнений в необходимости возвращения к условиям сотрудничества с МВФ, утвержденным в 2015 году, более чем достаточно. Одним из них является курс гривны, который, несмотря на отсутствие траншей, за последние несколько месяцев только укрепился. Правда, экономисты связывают данный факт с рядом других факторов, в частности с оживлением торговли на внешних сырьевых рынках и жесткие валютные ограничения от НБУ на внутреннем рынке, исключающие серьезные спекуляции. Однако миф о том, что без помощи МВФ курс отечественной валюты полетит в тартарары к новым антирекордам, пока не находит подтверждения.
Настораживает то, что новое украинское правительство даже не говорит о пересмотре условий сотрудничества, а настаивает на возвращении выполнения программы кредитования с МВФ 2015 года. В частности, об этом заявила глава Нацбанка Валерия Гонтарева по итогам встречи с директором-распорядителем МВФ Кристин Лагард. Правительство в свою очередь утвердило ряд законодательных инициатив, которые уже направлены на рассмотрение в парламент. В частности, речь идет и о реформе Государственной фискальной службы, инициатором которой выступил новый министр финансов, креатура Банковой Александр Данилюк.
Что интересно, три законопроекта по реформированию ГФС, которые были утверждены Кабмином, не являются чем-то фундаментальным в изменении подходов государства относительно процесса сбора налогов. Так, в первом законопроекте речь идет об увеличении количества заместителей в центральных органах исполнительной власти, во втором – об изменениях в Таможенный кодекс по организации территориальных органов ГФС, а в третьем – о минимизации влияния администрирования налогов на доходы Государственного бюджета. Пока что ни слова об анонсированной министром ликвидации налоговой милиции и реформировании самой структуры ГФС.
Сам Владимир Гройсман уже успел заявить, что Кабмин продолжит взаимодействие с МВФ, исходя из национальных интересов. Правда, премьер-министр отметил ряд непопулярных шагов, к которым придется прибегнуть правительству, чтобы полностью удовлетворить требования международных кредиторов. Один из них - повышение тарифов на газ для населения, на что не решалось предыдущее правительство. На этот раз чиновникам не позавидуешь: в вопросе повышения тарифов им придется рассчитывать на собственные силы, ведь вряд ли удастся отделаться лишь пустым декларированием намерений на бумаге. Ранее правительство Арсения Яценюка ратовало за поэтапное повышение тарифов для населения, постепенно сглаживая «острые углы» оформлением субсидий для тех, кто не в состоянии был платить по новым ценам. Однако на такую хитрость неоднократно указывали кредиторы, и именно с этой ситуацией связаны длительное задержание предоставления очередного транша.
Сейчас кредит от МВФ очень нужен властям для того, чтобы получить дополнительное время на реформирование всех отраслей экономики. Об этом неоднократно отмечали и на Банковой, и на Грушевского. Так, первый вице-премьер-министр Степан Кубив заявил, что в Кабмине ожидают принятия положительного решения о предоставлении очередного транша МВФ уже в конце 2-го квартала текущего года. В общем, речь идет о 1,7 млрд долл., для получения которых Украина должна до конца весны утвердить не менее двух десятков законопроектов.
Всего к концу года в Кабмине выразили намерение привлечь около 10 млрд долларов кредитных средств на проведение реформ. В частности, 5,8 миллиарда долларов Украина рассчитывает получить от МВФ, более 1,5 миллиарда долларов - от Всемирного банка. Также 1 млрд долларов обещали предоставить в правительстве США, 1,2 млрд долларов - от Японии, такую же сумму могут предложить до конца 2016 года страны ЕС. Проблема лишь в том, что все эти средства впоследствии придется возвращать, а без введения реформ - брать их будет неоткуда.
Реформы или спасение рейтингов?
Об истинных намерениях нового правительства по реформированию страны станет известно уже в ближайшие несколько месяцев. В течение следующих 10 лет Украине придется ежегодно вместе с телом кредита и процентами в среднем возвращать около 1 миллиарда долларов. Наибольшие суммы выплат придутся на 2018-2010 годы: только выплаты для МВФ составят в 2018 году 2,3 млрд долл., в 2019-м – 1,7 млрд долл., в 2020-м – 1,2 млрд долл.
Без проведения системных реформ, выполнять свои обязательства по выплате кредитных средств Украине будет все сложнее. Проблематичность ситуации в том, что привлекая кредитные средства, каждое новое правительство хотя и должно заботиться о своем авторитете, однако в случае неудачных реформ и отставки лишь передает долги преемникам. То есть заложниками кредитных обязательств являются не столько чиновники и политики, сколько сами украинцы. И об этом нужно хорошо помнить во время выборов.
Можно ли отказаться, пересмотреть, приостановить программу сотрудничества с МВФ? И да, и нет. В частности, в середине 2000-х правительство реформаторов в Грузии настояло на приостановлении сотрудничества с Фондом, после чего в МВФ возобновили кредитование только через несколько лет. Однако именно благодаря реформам грузинам удалось отыскать и успешно использовать скрытые внутренние финансовые резервы. По мнению отечественных экономистов, такая возможность есть и в Украине, половина ВВП (а эта сумма составляет от 800 млрд до 1 трлн грн) которой работает «в тени».
Возможно поступить и по-другому – пересмотреть условия сотрудничества с МВФ. Ведь полное прекращение кредитования грозит потерей инвестиционной привлекательности со стороны иностранного капитала. В частности, подобным путем пошли в Румынии, которая еще в 2011 году была одним из крупнейших должников Международного валютного фонда. Сейчас страна демонстрирует один из лучших уровней роста экономики среди стран ЕС, хотя, конечно, большое количество проблем остаются нерешенными.
Украинцы в целом готовы переживать экономические трудности. Но чем меньше реальных действий в реформировании экономики, тем больше растет неверие граждан к необходимости очередных кредитных траншей и «затягивании поясов». Пока масштабных социологических опросов мнения украинцев о необходимости сотрудничества с МВФ не проводилось, однако данные некоторых социсследований среди пользователей социальных сетей свидетельствуют о том, что только около 13% опрошенных предпочитают продолжать сотрудничество с крупнейшим международным кредитором. Тогда как 40% респондентов считают необходимым пересмотреть условия кредитования, а еще 22% - вообще прекратить сотрудничество с Фондом.
Увеличение тарифов не является наиболее радикальным шагом правительства на пути успешного сотрудничества с МВФ. Следующим шагом будет проведение пенсионной реформы и пересмотр социальных льгот. В разрезе отсутствии роста доходов домохозяйств на фоне серьезной инфляции и еще непреодоленных последствий сверхтяжелой девальвации такой путь может способствовать лишь радикализации общественных настроений среди украинцев. Понимают ли это в правительстве, или снова рассчитывают как-то «пропетлять» до следующих выборов? _ Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»_