Никто не верит в то, что ГБР заработает быстро.
Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказал эксперт Центра политико-правовых реформ Николай Хавронюк, анализируя информацию о том, что суды не принимают ходатайства у следователей прокуратуры.
«Пока закон о ГБР только вступил в силу. ГБР создано как учреждение, но оно еще не функционирует как орган досудебных расследований, поэтому возникла такая ситуация. Сейчас суды не принимают ходатайства и поступают неправильно, но заставить каждого судью толковать закон так, как он выписан, невозможно. Поэтому вместо следователей это должны делать прокуроры», – рассказывает специалист.
По его словам, прокуроры имеют такое же право, в соответствии с УПК, как и следователи, вносить любые ходатайства.
«Прокуроры имеют право самостоятельно принимать уголовные дела и расследовать их или проводить отдельные следственные действия», – подчеркнул он.
Но, как сообщил эксперт, высшие суды должны дать условную телеграмму судам с разъяснением того, что пока ГБР не заработает, не станет расследовать уголовные производства, следователи прокуратуры продолжают выполнять эту функцию.
«Функция не может просто исчезнуть за один день. Такое безответственное отношение является недопустимым», – подчеркнул Хавронюк.
Как рассказал эксперт, в соответствии с действующим законодательством, если ГБР не отсрочат на полгода, во внимание должны приниматься положения УПК и нормы закона «О Государственном бюро расследований».
«В частности, день вступления в силу и день передачи материалов уголовного производства от следователей прокуратуры следователем ГБР не совпадают. Это два разных дня. Если закон вступает в силу 1 марта, то материалы уголовного производства должны передаваться в трехмесячный срок после начала осуществления ГБР функций досудебного расследования», – проанализировал Николай Хавронюк.
Как известно, 29 февраля Кабмин поддержал постановление о создании Государственного бюро расследований, которое начнет работать после избрания конкурсной комиссией директора.