Справедливая критика, звучащая в адрес второго правительства Арсения Яценюка, имеет вполне реальную почву. Нынешний Кабмин не справляется не только с управлением процессами в экономике, но и постепенно теряет контроль и влияние на нее.
Один из ярких примеров - увеличение уровня тенизации украинской экономики за последний год. Так, по данным, которые недавно обнародовали в Министерстве экономического развития и торговли, в первом полугодии 2015 года около 47% экономики страны работало в тени. Это самый высокий показатель за последние 5 лет: так, в 2011-м уровень тенизации оценивался в 34%, в 2014-м – 41%.
Эксперты называют такие цифры слишком оптимистичными, и приводят другой диапазон значений - от 50 до 70% экономических отношений в Украине проходят без какого-либо участия государства. Это намного выше, чем средние показатели в странах ЕС. Так, по подсчетам ученых Лионского университета, среди стран ЕС наиболее теневой считается Болгария: здесь нелегально работает 30% бизнеса. Хотя в среднем по Европе этот показатель достигает отметки в 18,3%.
Учитывая, что прогнозируемые объемы ВВП на 2016 год составляют более 2,2 трлн грн, нетрудно подсчитать, что примерно половина этих денег «вращаются» в тени. Ключевой вопрос в таком контексте: а что тогда контролирует правительство и способны ли его решения влиять на процессы в экономике?
Силуэты реформ
Одна из реформ, которая потерялась в водовороте политических эмоций - необходимость возвращения доверия в отношениях между государством и бизнесом. Прежде всего, речь идет о внесении изменений в Налоговый кодекс: несмотря на определенные позитивные сдвиги, которые ввело правительство на 2016 год, они остаются слишком высокими, особенно для малого и среднего бизнеса.
Несмотря на то, что Кабмин инициировал процесс детенизации зарплат, снизив ставку ЕСВ с 41 до 20% и введя ряд других льгот для уменьшения налогового бремени на начисление заработных плат, в остальном давление на предпринимателей будет только увеличиваться. Особую критику вызывают инициативы правительства касательно упрощенного налогообложения. Минфин во главе с Натальей Яресько уже в 2016 году запланировал изменить подход к уплате налогов малому и среднему бизнесу. Так, Кабмин запретил юридическим лицам работать по упрощенной системе налогообложения. В общем, за счет налоговой реформы правительство планирует увеличить количество налогоплательщиков на общих основаниях на 167 тыс. именно за счет уменьшения доли «упрощенцев». Такие нововведения якобы согласованы с МВФ и призваны уменьшить объемы теневой экономики и увеличить поступления в Госбюджет.
Учитывая неоднозначность предлагаемых норм в Налоговом кодексе, Кабмин оставил возможность еще до апреля месяца внести изменения в документ. Правда, новые ставки налогов уже действуют с 1 января нового года.
Впрочем, именно в 2015 году наиболее эффективным методом борьбы с «тенью» оставались фискальные проверки. Согласно данным Минэкономики, за 9 месяцев в 2015 году ДФС провела 16,4 тыс. проверок. По их результатам налоговики доначислили украинскому бизнесу 3,6 млрд. гривен налоговых платежей и возбудили 6245 уголовных производств. Вряд ли такие методы являются эффективными, особенно если сравнить объемы возвращенных средств к общим объемам отечественной «теневой» экономики.
Для детенизации экономики важно помнить и о ряде психологических факторов. Одним из них является и отсутствие изменений в системе пенсионного обеспечения. Солидарная пенсионная система, которая фактически исчерпала себя, не стимулирует молодых украинцев получать «белую» зарплату и исправно платить налоги, ведь граждане в большинстве своем не верят в ее эффективность. Поэтому, заботясь о наполнении Пенсионного фонда, дефицит которого ежегодно увеличивается и добавляет головной боли чиновникам, стоит начать тектонические изменения в реформировании системы пенсионного накопления. В парламенте уже давно написаны и требуют немедленного принятия законопроекты о страховом пенсионном обеспечении.
Без доверия
Ключевым фундаментальным фактором нынешнего правительственного кризиса является потеря доверия граждан к деятельности Кабмина Арсения Яценюка. Согласно опросу Центра «Социальный мониторинг», который проводился на всей территории Украины (кроме временно оккупированного Донбасса и аннексированного Крыма) в конце 2015 года, 82% украинцев не доверяли действиям нынешнего правительства. Уже январские социсследования в новом году, которые проводил КМИС, показали тотальное недоверие граждан ко всем властным институтам. При этом у правительства очень низкий баланс доверия и недоверия среди украинцев: по сравнению с сентябрем 2014 году этот показатель упал более чем на 40% (до -66%), превзойдя отрицательный показатель 2012 года со времен правительства Николая Азарова.
Поэтому надеяться на то, что без существенных ротаций нынешнее правительство будет способно вернуть доверие граждан, а значит, и бизнеса, не стоит. Более того, новый или обновленный состав Кабмина должен прибегнуть к беспрецедентным мерам, чтобы хотя бы частично убедить украинцев в своем стремлении действительно начать тектонические реформы. И речь, конечно, не об усилении фискальных функций.
Одно из положительных направлений, которое удалось реализовать правительству Яценюка в направлении уменьшения тенизации отечественной экономики - уменьшить общее количество контролирующих органов и сократить штат сотрудников ДФС на 30%. Впрочем, для возвращения доверия этих шагов недостаточно. Наряду с внедрением системы е-government бизнес и государство должны заключить новый общественный договор о совместных шагах навстречу детенизации. Одной из таких инициатив, которая уже рассматривается в правительстве, является идея «электронной фискализации» - уменьшение человеческого фактора в администрировании налогов с помощью IT-технологий, которая уже работает во многих странах мира.
С одной стороны, любое усиление фискального мониторинга негативно воспринимается в обществе. В таком случае государство будет иметь больше рычагов для контроля над деятельностью предпринимателей. С другой стороны, именно IT-технологии могут стать тем фактором, который убирает из уравнения чиновников, а значит, уменьшает коррупционные риски. Внедрение подобные системы, как е-government и ProZorro уже доказали свою эффективность, увеличив доверие к государству и сохранив значительные средства в Государственном бюджете путем проведения прозрачных тендеров.
Именно такими методами - своеобразными «пряниками» для бизнеса - и советуют бороться с теневой экономикой ведущие экономисты мира. Скорее всего, любые попытки решить проблему с наполнением Бюджета путем усиления административного и фискального давления на бизнес обернутся либо еще большей тенизацией экономики, либо акциями протестов. А в канун возможных досрочных парламентских выборов соблазном воспользоваться протестным потенциалом предпринимателей может не одна политическая сила.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»