Итоги недели от Виктора Трегубова. Неделя двух войн

Виктор Трегубовжурналист, блогер

Эта неделя ознаменовалась двумя блоками новостей. Первый касался серьезного кризиса в правительстве, вызвавшего очень негативную реакцию как внутри Украины, так и за границей. Второй – обстановки на фронтах, где резко возросло количество обстрелов, в том числе и из запрещенного Минскими соглашениями оружия.

Начнем с политической кухни: с ней все проще и омерзительнее.

Сомнительные кандидаты в министры

Началось все с того, что с заседания фракции «БПП» в прессу просочились кандидатуры, которые фракция рассматривала в качестве потенциальных замен на министерства. Общественность попеременно взрывалась то смехом (Алексей Гончаренко на главу Минздрава), то возмущением (выдающегося специалиста по швейцарским банкам Павла Рябикина – на Мининфраструктуры, опытного бизнесмена Глеба Загория – на Минэкологии, Виталия Ковальчука – на вице-премьера и министра экономики). Фракцию выручил Юрий Луценко, спешно заявив, что кандидатуры предварительные, в рамках обсуждения и вообще это не так серьезно, как все подумали.

Отставка Абромавичуса

Серьезно все стало на следующий день, когда заявление об отставке подал министр экономики Айварас Абромавичус, а также три его заместителя. Это заявление сильно отличалось от отставок Стеця или, например, Пивоварского: все было громче и серьезнее. Абромавичус обстоятельно изложил, почему уходит, описав коррупционные стены, через которые так и не смог пробиться. Основным проблемным вопросом министр назвал назначения на должности руководителей госпредприятий, а также вообще кадровую политику, интриги в секретариате Кабмина и конкретно деятельность влиятельного представителя «Блока Петра Порошенко» Игоря Кононенко.

Это стало большим ударом. Абромавичус был одним из драйверов реформ в правительстве, слыл технократом и просто приличным человеком. Более того, в глазах наших западных партнеров он был одной из живых гарантий того, что реформы в стране будут идти. Справедливости ради, злые языки добавляют «по заранее оговоренному с западными партнерами сценарию». Косвенно это подтверждает тот факт, что уже буквально через несколько часов после заявления Абромавичуса об отставке свое глубокое разочарование в довольно резкой форме высказали посольства США, Японии, Швейцарии, Канады и шести ключевых партнеров Украины в ЕС. Похоже, они узнали об этом раньше, чем украинская общественность.

Как бы там ни было, сложно отрицать, что именно команда Минэкономики провела ряд важнейших реформ этого правительства, от ликвидации «УкрЭкоРесурсов» до введения системы электронных торгов. Также сложно отрицать то, что госпредприятия – огромная коррупционная площадка. Да и то, что нам сейчас жизненно необходимо доверие западных партнеров и их помощь. Слово «жизненно» употреблено почти буквально. К тому же уход министра экономики очень больно ударил по общественному мнению. Нужно было что-то делать.

Торги

Поэтому Абромавичуса начали отговаривать. Первым это попытался сделать Президент, пригласивший его на Банковую. Не вышло – глава государства лишь отвел часть удара от себя, заявив, что обвинения министра против Кононенко должны стать предметом разбирательства Антикоррупционного бюро. Последнее приняло дело к рассмотрению, но поскольку речь идет о «телефонном праве», доказать там что-то будет очень сложно. В качестве своего хода партия «Народный фронт» заявила, что за отставку министра голосовать не будет. Наконец, в результате совместных переговоров правительство вышло к народу с заявлением, что уже никто никуда не уходит. Все министры, которые ранее подавали заявления об отставках – Стець, Пивоварский, Павленко, Квиташвили – решили их отозвать. Вот только Абромавичус, опять-таки, в этом принимать участие не стал. Он просто не явился. Но условия своего возможного возвращения все же озвучил: отставка Генпрокурора Виктора Шокина, отставка Арсения Яценюка (на замену предложил нынешнего министра финансов Наталью Яресько), уход Игоря Кононенко из политики и прекращение закулисного дележа потоков. В общем-то требования совпадают как с ожиданиями ряда западных доноров Украины, так и со мнением многих украинцев. Но, говорят, в правительстве их восприняли, мягко говоря, скептично. Так что отставку Абромавичуса, возможно, скоро вынесут на рассмотрение Рады. А там уже как она решит. Вообще на этой неделе неоднократно звучала фраза «Украина сейчас в двух шага либо от великого прорыва, либо от огромного провала». Все зависит от того, какие уроки политики вынесут из этой истории и как на нее отреагируют.

О хорошем

Рада на этой неделе, в принципе, поработала неплохо. Среди полезного принятого: - законопроект №3154 об ускорении рассмотрения судебных дел о выдворении нелегалов (часть «безвизового пакета»); - законопроект №3177-д о продлении полномочий военно-гражданских администраций; - законопроекта №307, позволяющий проводить взаимозачет транспортируемого в Европу и из Европы природного газа без его фактического перемещения; - одобрение в первом чтении конституционной реформы в аспекте реформы судебной системы. Предварительно этот проект одобрил Конституционный суд. Если примут в целом – 7,5 тысяч судей, то есть абсолютное их большинство, должны будут пройти процедуру оценивания.

Ситуация на Донбассе

А вот новости с фронта не очень радуют. Террористы заметно усилили интенсивность атак. Особенно они активны к северу от Горловки (район Зайцево), к западу (Марьинка) и северу от Донецка (Шахта Бутовка), к северу от Стаханова (Трехизбенка), в районе Мариуполя (Коминтерново) и у Луганска (Станица Луганская). Сильным обстрелам подвергаются контрольные пункты въезда-выезда и районы вокруг них. Командование АТО уже вынуждено было закрыть КПВВ «Зайцево». Это вызвало тихий ропот местных жителей, но все же было необходимо: повторение трагедии под Волновахой никому не нужно. Поскольку силы АТО блюдут Минские соглашения, радикальное решение вопроса в виде подавления огневых точек сепаратистов не рассматривается. Зато там, где сепаратисты подползают на дистанцию огня разрешенных Минскими соглашениями средств, как то в Марьинке, у нас все заметно лучше, чем у них.

Сами же террористы сознательно провоцируют и нагнетают. По мнению разведки АТО, делается это в попытках спровоцировать украинских солдат и доказать российским кураторам, что у «укров» есть коварный план внезапной атаки. А заодно и держать в страхе возобновления конфликта местное население. Это необходимо для поддержания режима и штанов, поскольку у руководства «ЛНР» и, особенно, «ДНР» назревает двойной кризис: экономический на местах и доверия – во взаимоотношениях с кураторами.

Тем временем штаб АТО не выдержал и высказал ряд публичных претензий представителям ОБСЕ: те, по заявлению военных, слишком часто отказывались выезжать фиксировать последствия обстрелов, ссылаясь на опасность для своих сотрудников. Насчет опасности не соврали – недавно их представителей несколько раз обстреливали. Но ведь, в конце концов, это миссия в зоне конфликта, а не кружок макраме. Похоже, «разборка» пошла на пользу – после нее представители миссии сразу заметили факты обстрела украинской территории из запрещенных 82- и 120-миллиметровых орудий.

Таким образом, мы живем в состоянии двух войн – внутриполитической и внешней, навязанной нам Россией. Обе выглядят весьма паскудно и здорово раздражают. В обоих есть неприятное ощущение долбления лбом стены. Но если хотим жить в нормальной стране – придется побеждать в обеих.

Виктор Трегубов, специально для «Слово и Дело»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО