Курс гривны на 2016 год: в заложниках обстоятельств

Александр Радчукполитолог

За последние два года национальная валюта обесценилась в три раза. Поскольку валютная составляющая присутствует во всех социально-экономических процессах - торговле, производстве, расчетах между гражданами за услуги и тому подобное - то и влияние на доходы украинцев такое сногсшибательное обесценивание гривны осуществило сокрушительное.

Украина и до революционных событий отставала во всех возможных рейтингах и была далеко неуспешной страной с нестабильной экономикой. Война, аннексия Крыма, торговые эмбарго с Россией, переориентация на альтернативные рынки - все свалилось на голову украинцев. Конечно, в таких условиях ориентированная на экспорт, немодернизированная отечественная экономика не может давать импульсов для существования стабильной национальной валюты.

Пока правительство и НБУ придумывают, как удержать соотношение гривны в определенном адекватном «курсовом коридоре» с другими валютами мира, эксперты предупреждают о дальнейших опасностях еще большего падения нацвалюты. Среди них - не только война, но и безответственная политика Нацбанка, отсутствие реформ, давление на малый и средний бизнес и, как следствие, нежелание иностранных инвесторов вкладывать деньги в украинскую экономику. С другой стороны, как отмечают экономисты, падение курса гривны - это очередная «шоковая терапия», после чего дела в стране должны идти лучше. Какой же курс нас ожидает в следующем году?

Так сказал МВФ…

Министр финансов Наталья Яресько еще в начале 2015 года прогнозировала курс гривны на уровне 22-24 грн/долл. до конца года. Однако уже в ноябре-декабре гривна стремится пересечь эту границу: на наличном «черном рынке» курс купли-продажи колебался в пределах 25,5-26,5. В проекте Бюджета, который Кабмин уже внес в Верховную Раду, курс на 2016 год предлагается заложить на уровне 24,1 грн за доллар. Якобы такая величина курса согласована и с Международным валютным фондом, который будет кредитовать украинскую экономику и в последующие годы.

На практике, прогнозируют эксперты, курс гривны в 2016 году может колебаться в пределах 25-28 грн/долл. В случае пессимистических сценариев гривна «убежит» далеко за новую психологическую отметку в 30 грн за 1 доллар. Оснований доверять уверенности правительства и главе НБУ у украинцев нет. Так, премьер-министр Арсений Яценюк в начале 2015 года оценивал среднегодовой курс на уровне 21 грн/долл. А в декабре 2014 года, накануне принятия Государственного бюджета, Яценюк был еще более оптимистичен, сообщив о намерении заложить в Госбюджет среднегодовой курс в 17 грн/долл.

В свою очередь, Наталья Яресько также неоднократно поднимала «планку» обесценивания национальной валюты. Тогда как прогнозы и обещания главы Нацбанка Валерии Гонтаревой за последние 1,5 года ее пребывания в должности по отношению к курсу гривны ни разу не оправдывались и не выполнялись. Сначала Гонтарева обещала, что к зиме 2014 года курс не упадет ниже отметки в 15 грн/долл. Уже в ноябре прошлого года курс составлял 15,2 грн/долл. Дальше - больше: глава Нацбанка обещала удержать курс на уровне 17 грн/долл., тогда как в обменниках он был уже по 20, обещала его остановку на уровне 25 грн/долл. - курс продолжал расти. В конце концов, украинцы перестали удивляться новым рекордам гривны по «прыжкам в глубину» в соревнованиях по курсовым колебаниям, а глава НБУ обезопасила себя от ложных прогнозов обещанием, что «фиксированного курса гривны в Украине больше не будет». Интересно и то, что НБУ рассчитывал «оптимальный курс» на 2015 год из расчета 12,95 грн/долл. Это вдвое меньше той отметки, на которой отечественная валюта заканчивает 2015 год.

Стоит ли говорить, что причин для падения гривны более чем достаточно? И внешних, и внутренних, и экономических, и геополитических. Впрочем, ключевой вопрос, удалось ли восстановить НБУ доверие граждан к банковской системе, остается открытым. Как показывают реалии, при любых колебаниях гривны украинцы бегут в обменники скупать валюту. Эксперты же заметили другую тенденцию: покупать иностранные деньги гражданам становится все труднее, за год украинцы существенно обеднели.

Более того, в последнее время директивы по коррекции курса гривны к доллару все чаще звучат в упоминаниях о предоставлении очередного транша кредита МВФ. Похоже, украинская власть настолько зависима от финансовой помощи со стороны Запада, что готова «сбалансировать» курс до тех пор, пока это будет нормально восприниматься в обществе. Впрочем, пока что украинцы хоть в большинстве своем не испытывают магического действия и позитивов от реформ, пытаются приспособиться к ситуации. Кто-то стал еще больше экономить, другие - полностью изменили отношение к расходам и ограничили все возможные статусные и «большие» покупки, кто-то - ищет возможности для открытия бизнеса или едет на заработки за границу. В любом случае, психологический рубеж обесценивания нацвалюты еще не достигнут. Необходимо помнить еще об одном факторе: существенной «тенизации» украинской экономики. Именно благодаря ей и держится деловая и экономическая активность внутри страны. По приблизительным оценкам социологов и экономистов, около 60% всех взаимоотношений в Украине происходят по правилам «черного рынка». То есть государство не контролирует и не влияет на определенные процессы в обществе, что с другой стороны позволяет украинцам уже во второй раз за последние 10 лет довольно удачно переживать все экономические и социальные проблемы.

Ниже падать – нет оснований?

В НБУ традиционно не видят причин для паники и прогнозируют «коридор» колебания курса гривны в рамках 23,5-25,5 грн/долл. Колебания связаны с общемировой тенденцией снижения цен на сырье из-за низкого спроса. Прежде всего, речь идет о металлопрокате, экспорте черных металлов и сельскохозяйственной продукции. На курс гривны в 2016 году и в дальнейшем будет давить гривневая масса от Фонда гарантирования вкладов, полученная гражданами из-за банкротства банков. Впрочем, такого массового банкротства финучреждений, которое произошло в 2015 году, в следующем эксперты не прогнозируют.

Еще одно интересное наблюдение: девальвация отечественной валюты выгодна для поддержки действий украинского правительства международными институтами. И МВФ, и Всемирному банку, и ЕБРР, и Евросоюзу по большому счету, все равно, каким будет курс гривны. Однако для более длительного использования кредитных средств, чем дешевле будет стоить украинская денежная единица, тем лучше. Еще один бенефициар такой ситуации - Нацбанк, который может быстрее пополнять золотовалютные запасы. Правда, в таком шаге важно одновременно проводить эффективную банковскую реформу, которая бы постепенно возвращала доверие украинцев к финучреждениям.

При этом эксперты считают, что курс гривны на конец 2015 года является достаточно низким, чтобы проводить все необходимые реформы - девальвация достигла определенного психологического дна. Дальнейшее обесценивание гривны может иметь разные причины, однако базовым фундаментальным экономическим мотивом является отсутствие системных реформ. «Можно считать, что текущий курс является определенным дном для гривны против доллара. Скачков курса никто не ожидает, но будет постепенная девальвация гривны. Плавная, мягкая, но пока это базовый сценарий, и сейчас власти никого не слушают, чтобы как-то предотвратить его», - считает управляющий партнер компании Capital Times, финансовый аналитик Эрик Найман.

Без реформирования отечественной экономики, ключевой идеей которой должна стать выработка конечного продукта на территории Украины, гривна и в дальнейшем будет постепенно терять ценность. Рецепт известен уже последние 20 лет: сырье должно не только экспортироваться, но и применяться во внутреннем производстве готовых продуктов. После чего товар с большей добавленной стоимостью может продаваться как на внутреннем, так и на внешних рынках.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО