Не санкциями едиными: ЕС побеждает РФ в войне за рынки постсоветских стран

Александр Радчукполитолог

2016 год может стать самым «европейским» годом для Украины. С 1 января нового года вступают в силу подписанные договоренности о зоне свободной торговли Украины с ЕС. Соглашение об ассоциации – это не просто открытие европейских рынков для украинских производителей, но и возможность для отечественной экономики выкарабкаться из постсоветских сетей и наконец перестроить экономику на новый лад.

Конечно, существует большое количество потенциальных экономических рисков, особенно связанных с экспансией европейских производителей в нашей стране. Впрочем, 45-миллионный внутренний рынок Украины является одновременно возможностью и риском для самой Европы. И главная проблема - военные действия на Донбассе. Именно война сейчас является главной причиной экономических и социальных дисбалансов, которые будут распространяться и на Европу после старта Соглашения об ассоциации с Украиной. Следующей «по рангу» причиной является украинская коррупция.

Особенно рискует Европа и с введением безвизового режима. Однако такой шаг со стороны ЕС является скорее своеобразным актом доверия к украинцам и подарком для отечественной политической элиты, которая до сих пор до конца не выполнила всех поставленных условий для либерализации визового режима. Отменять визы ЕС планирует не только для украинцев, но и для грузин. Европейские СМИ уже прогнозируют положительное решение Еврокомиссии на следующей неделе в оценке хода выполнения Киевом и Тбилиси условий для отмены виз.

Агрессивная политика России и идеологическая доктрина «русского мира» фактически подтолкнула ряд постсоветских стран, которые находятся в географической близости к Европе, существенно или полностью переориентировать экономическую стратегию в сторону стран Запада или в направлении поисков новых рынков и торговых площадок. Есть еще одна сторона медали: пока Украина отвлекала агрессивные военные маневры России, Молдова, Грузия, а за последний год – и Беларусь, удачно усилили свои торговые отношения с Европой. Грузия и Молдова уже нашли свои экономические «ниши», жители последней - вот уже 1,5 года имеют возможность беспрепятственно путешествовать по странам Европы. Беларусь, несмотря на тесные торговые отношения с Россией, «разморозила» отношения со странами Запада и стремительно наращивает экспорт с ЕС.

Своенравный «Бацька»

Наиболее выгодно геополитическую ситуацию для улучшения собственного экономического положение использовала Беларусь. Президент Александр Лукашенко, в очередной раз получив высокий уровень доверия от белорусов на недавних президентских выборах, удачно использовал сложную военно-политическую ситуацию между Украиной и Россией для собственных дипломатических маневров. Интересно, что и с Россией Александр Лукашенко поддерживает хорошие торговые отношения, хотя в последнее время белорусская экономика все чаще «смотрит» на рынки Украины и стран ЕС. Это и не удивительно, ведь на фоне падения гривны Беларуси стало значительно выгоднее больше торговать с Украиной. Тогда как санкции, введенные против России, добавили белорусам транзитных возможностей для скрытого контрафакта из стран ЕС. Так, например, недавно в СМИ появилась статистическая информация об увеличении экспорта морепродуктов из Норвегии в Беларусь втрое после того, как сама РФ ввела ограничения на торговлю со странами ЕС. Большинство россиян уже не удивляет, что норвежский лосось теперь имеет белорусскую маркировку. Сейчас такая ситуация - лучшее время для постсоветской Беларуси укрепить собственные экономические возможности.

Способствует ситуации и изменение геополитических акцентов. Так, в конце октября в ЕС на 4 месяца приостановили санкции в отношении 170 граждан Беларуси, в том числе и против президента Александра Лукашенко. В свою очередь, белорусский режим «Бацьки» демонстрирует ростки условной «демократизации»: так, в августе были освобождены несколько оппозиционных политических заключенных, а во время президентских выборов в Беларуси впервые за 20 лет появилась реальная возможность выбрать альтернативного власти кандидата. Наконец, ЕС заявил о своих намерениях если не заключить соглашение об ассоциации с Белоруссией, то значительно расширить торговые возможности. В сентябре глава МИД Люксембурга Жан Ассельборн, председательствующий в ЕС, заявил о том, что Евросоюз подготовит особый тип экономического сотрудничества с Беларусью и Арменией.

Экспорт белорусских товаров в страны ЕС в 2013-2014 годах составил более 10 млрд долларов, в 2015 - имеет тенденцию к незначительному падению. Это гораздо лучшие показатели, нежели демонстрирует Украина, которая имеет большие экономические возможности, территорию, население. К тому же, именно Украина находится в состоянии необъявленной войны с РФ, при этом объемы торговли с северным соседом хоть и упали, однако ассиметричной динамики роста торгового оборота со странами ЕС не наблюдается.

«Медовый месяц» заигрываний с Западом может закончиться, если в РФ почувствуют серьезную угрозу для своих геополитических интересов. Поэтому действия «Бацьки» - крайне взвешены и осторожны. Конечно, некоторые заявления Лукашенко не лишены авторитарной бравады, вроде того, что белорусские Вооруженные силы способны отразить любую военную агрессию. Как видим, Кремль уже давно не использует тактику прямых военных интервенций, создавая вокруг себя сеть контролируемых горячих точек. РФ может запросто заняться операцией по свержению режима Лукашенко в Беларуси: для этого у Кремля есть и экономические рычаги, и мощная пропагандистская машина, и военный потенциал. Более того: в случае условного «захвата» или скрытой оккупации-аншлюса Беларуси лучшего плацдарма для создания третьего - северного - фронта против Украины не придумаешь.

Проевропейский курс Молдовы и Грузии

В таких же геополитических тисках «замороженных» конфликтов находятся Молдова и Грузия. Правда, за последние несколько лет эти страны продемонстрировали серьезный прогресс и лучший потенциал к экономическому росту, чем Украина. Сейчас Молдова, несмотря на антикоррупционные волнения внутри страны, является едва ли не самым интегрированной в системе экономических связей со странами ЕС. В случае решения проблемы с непризнанным Приднестровьем (ПМР) эта страна имеет лучший потенциал к быстрому вступлению в ЕС среди стран постсоветского пространства, которые до недавнего времени находились в орбите геополитических интересов России.

Несмотря на смену политического климата, ЕС не прекращает успешное сотрудничество с Грузией. Похоже, что даже самые изощренные потуги Кремля сбить страну с уверенного прозападного курса не будут иметь успеха. Так, в ноябре ЕС принял новый пакет помощи для Грузии в размере 100 млн евро, которые по замыслу должны поддержать реформирование страны в сферах госслужбы, развития сельского хозяйства и децентрализации.

Следует отметить, что в состоянии санкционного давления и военной распыленности сразу на нескольких направлениях (Крым, Донбасс, Сирия, Турция, Грузия) Россия постепенно теряет свою геополитическую силу. Поэтому не зря в США и ЕС такое усиленное внимание уделяется вопросам реформирования Украины, ведь именно этот фактор может наконец нейтрализовать агрессивные намерения Кремля и вызвать изменения во внешней политике РФ.

Благоприятный прогноз для Украины

В целом, Украина в 2016 году будет иметь наиболее благоприятные возможности для расширения торговых связей со странами ЕС без экспансионистского наступления со стороны европейских товаропроизводителей. Так называемый Автономный преференциальный торговый режим, который в настоящее время действует для экспорта товаров из Украины в ЕС, фактически продолжит функционировать и в 2016 году. Преградой могут стать нетарифные ограничения, то есть несоответствие украинской продукции стандартам ЕС. Впрочем, этот вопрос, по мнению экспертов, украинский производитель может решить в ближайшие год-два. Способствовать этому будут и сложные экономические отношения с Россией: и в Москве, и в Киеве пока не намерены возобновлять экономическое сотрудничество. Речь идет о введении торговой блокады со стороны Украины. Основной риск для развития торговли со странами ЕС в следующем году по-прежнему будет связан с вероятностью эскалации военного конфликта на Донбассе.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО