На днях в правительственном квартале ожидается очередная генеральная уборка: так называемый «тарифный Майдан» приостановил бессрочную акцию протеста против несправедливой политики тарифообразования. Активисты сворачивали палатки, грузили в машины «протестный инвентарь» и неохотно общались с журналистами.
«Все как всегда: покричали – и по домам», – жаловался один из участников очередного «майдана», сворачивая большой, заранее отпечатанный на типографии плакат с требованиями отменить несправедливые тарифы. «Руководство сказало сворачиваться. Но это еще не конец, – решительно заверил журналиста «Слова и Дела» человек в военном бушлате. – Мы еще вернемся, только позже».
На пути продолжения акции протеста, которая стартовала только в конце октября, якобы стали вопросы безопасности. Один из организаторов и идейных вдохновителей «тарифного Майдана», лидер «Радикальной партии» Олег Ляшко неожиданно заявил о прекращении акции из-за угроз безопасности граждан. «Из многих источников знаю о высоком уровне террористической угрозы со стороны пророссийских боевиков, которые с целью дестабилизации ситуации в Украине планируют совершить ряд террористических атак и провокаций в Киеве и крупных городах страны. Одной из потенциальных целей являются массовые мероприятия, которые проводит «РПЛ» и другие демократические силы и которые уязвимы к террористическим рискам. «Радикальная партия» приняла тяжелое, но ответственное решение досрочно свернуть палаточный городок «тарифного Майдана» на время эскалации ситуации на фронте и угрозы террористических актов и перейти к другой форме протеста. С сегодняшнего дня по всей стране стартует сбор подписей против грабительских тарифов», – без привычного надрыва в голосе сообщил о причинах приостановления акции протеста Олег Ляшко.
Этим заявлением политик признался в собственном популизме, ведь не сдержал обещания, которое дал 20 октября во время начала «работы» «тарифного Майдана». Тогда он пообещал, что «РПЛ» закончит пикет в случае, если Кабинет министров и Верховная Рада примут ряд решений, которые позволят снизить тарифы на жилищно-коммунальные услуги в два-три раза.
Что же заставило политика так быстро уступить своим политическим требованиям? И какие политические силы и в дальнейшем будут использовать тему тарифов для поднятия собственных рейтингов?
«Майданы» с политическим подтекстом
Единства среди активистов не наблюдается: так, в лагере протестующих от «Партии простых людей», которые также присоединились с похожими требованиями к акциям протестов «тарифного Майдана», не восприняли быстрого демарша «радикалов». Лидер «ППЛ» Сергей Каплин на своей странице в Facebook опубликовал разоблачительное заявление о существовании политических договоренностей между «радикалом» Олегом Ляшко и премьер-министром Арсением Яценюком. «2 миллиона долларов. Такая цена слива «тарифного Майдана». Информация от одного из депутатов «РПЛ». Спонсоры слива – бизнес-партнеры Яценюк и Ахметов», – сообщил нардеп.
Похоже, речь, как всегда, не только о деньгах. Ведь по странному стечению обстоятельств, в день сворачивания «тарифного Майдана» Высший административный суд признал незаконным голосование Верховной Рады за привлечение к уголовной ответственности, лишение депутатской неприкосновенности и арест «радикала» Игоря Мосийчука. Последнего, после доклада генпрокурора Виктора Шокина, с голливудскими спецэффектами задерживали прямо в кулуарах парламента. Уже тогда юристы указывали на ряд процессуальных нарушений при задержании нардепа. Поэтому формально решение суда можно считать вполне закономерным. Эксперты же намекают на политическую составляющую данного решения. «Зная, что более чем за полтора года состав судей и работа судов фактически не изменились, это указывает на то, что судебные решения у нас могут быть приняты по одному звонку. Это решение абсолютно не удивляет», – считает политолог Виктор Каспрук.
Мимикрия под акции народного неповиновения, за которой в отечественном политическом анализе уже навсегда закрепился термин «майдан», не является новой технологией для поднятия рейтингов. Как правило, политики и политические силы пытаются «оседлать» чувствительную для общества тему, которая вызывает большой резонанс, и потенциально удобной для организации так называемых «бессрочных акций протестов». Внимание СМИ – гарантированно, а у политической партии и ее лидеров появляется всегда актуальная тема для комментирования. К сожалению, именно из-за того, что политики пользуются подобными технологиями, потенциал протестных настроений общества понемногу спадает.
Примерами подобных «майданов» является нынешние летние акции протеста валютных заемщиков у здания Нацбанка и так называемый «налоговый Майдан» в конце 2010 года. Обе акции не нашли поддержки среди широких масс общества, и закончились без особых успехов. Впрочем, считать последние события вокруг «тарифного Майдана» такими, которые исчерпали протестный потенциал общества, не стоит. Ведь тема справедливости тарифов, которая пока не слишком удачно подогревается политиками, может получить новую жизнь после того, как граждане получат сами платежки. «Уровень недовольства среди населения сейчас довольно высок. Народ просто доводят до отчаяния, поэтому нельзя этого исключать. Если общество видит, что ситуация не улучшается, еще и приходят грабительские платежки, то народ может взорваться», – считает политолог Константин Бондаренко. А причинами свертывания «тарифного Майдана», организованного «РПЛ», эксперт называет отсутствие существенных сдвигов и недостаток финансирования.
В авангарде протестных настроений
Пока успешнее всего для собственных рейтингов тему тарифов используют в партии «Батькивщина». При этом нардепы фракции системно работают над этим вопросом в Верховной Раде и в комитетах, разработали ряд законопроектов и публично призывают партнеров по коалиции включить документы на рассмотрение в повестку дня. Речь идет о законопроекте №2835 об уменьшении ренты на газ, а также о требованиях снизить тариф на уровень снижения импортируемой цены на газ, а также увеличить социальную норму для тех домов, где есть индивидуальное отопление, с 200 до 400 кубометров в месяц.
Представители «Батькивщины» прочно «оседлали» тему снижения тарифов на всех уровнях. Партийцы активно развивают ее во время участия в телевизионных шоу и программах, в своих публичных выступлениях, в соцсетях, общенациональных и местных СМИ. Примечательно, что при этом лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко неоднократно обращала внимание на то, что фракция не собирается выходить из состава коалиции. В отличие от фракции «Радикальной партии», которая уже успела громко хлопнуть дверью, в «Батькивщине» ждут подходящего момента, чтобы снова получить статус самой влиятельной оппозиционной силы в стране. Частично такое позиционирование уже приносит свои результаты: на местных выборах кандидаты от «Батькивщины» получили 7509 мандатов, что является вторым результатом после пропрезидентской партии «БПП «Солидарность». «У нее растут рейтинги, она пользуется доверием, результаты последних местных выборов показали, что как лидер антитарифных движения воспринимается именно Тимошенко, а не Ляшко или Каплин», – подчеркивает Константин Бондаренко.
Еще одна политическая сила, которая активно развивает тему тарифов, – «Оппозиционный блок». Депутаты от этой политической партии даже зарегистрировали законопроект о моратории на повышение тарифов до 2016 года, который, впрочем, так и не был рассмотрен парламентом. Кроме того, в «Оппозиционном блоке» идут на откровенный популизм, обещая вернуть тарифы на уровень 2014 года и «не взимать оплату за коммунальные услуги с тех граждан, которые пострадали от войны, оставив или потеряв свой дом».
Как бы ни разворачивались дальнейшие политические баталии, тем политическим силам, которые сейчас используют «тарифную тематику» для поднятия собственных рейтингов, следует помнить о том, что в случае прихода к власти им придется считаться с экономическими реалиями. Поэтому следует заранее подготовить ответы на неудобные вопросы и приготовиться к такой же стремительной потере доверия. В то же время тем политическим силам, которые планируют и в дальнейшем успешно использовать тему изменений в тарифообразовании, следует обратить особое внимание на другие факторы, которые влияют на этот процесс. Они находятся в сфере альтернативной энергетики и поиска других реальных экономических механизмов адекватной оплаты за потребленную энергию.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»