Эра террора: как события во Франции повлияют на мирное урегулирование конфликта на Донбассе?

События в центре Парижа всколыхнули весь мир. В течение несколько часов одновременно в нескольких многолюдных местах французской столицы террористы-смертники совершили ряд атак, в результате чего погибли 129 человек и около 300 были ранены. Своим почерком эти события напомнили террористическую атаку на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года. Именно этот день принято считать началом новой эры угроз цивилизованному миру, общее имя которым - международный терроризм.

Сигнал для европейцев прозвучал еще с начала гибридной войны на Донбассе и аннексии Крыма «вежливыми человечками», которые в конце концов оказались военными РФ. Для террористической тактики продвижения своих интересов не существует границ и идеологических разногласий - страх за свою жизнь и поиск путей обеспечения безопасности заставляет цивилизованный мир поступаться собственными принципами.

Об этом давно догадались в Кремле, этому уже много лет пытаются противостоять в США, однако упорно старались не замечать в Европе. Трагедия малазийского рейса MH-17 лишь на мгновение заставила европейцев по-новому взглянуть на проблемы «далекой» Украины. И даже стрельба в редакции французской газеты Charlie Hebdo в начале 2015 года не стала предупредительным сигналом для Европы наконец изменить отношение к самой серьезной угрозе безопасности 21-го века. И дело не в происхождении самого явления терроризма, а в отношении цивилизованного мира к новым вызовам безопасности.

Интересно, что те же французские философы современности предупреждали своих сограждан и все человечество в необходимости реагировать на опасные вызовы терроризма. Ведь это явление не имеет национальности, не видит существенных препятствий вроде границ и не признает власти любых государств или идеологий. Ведь терроризм отрицает саму ценность человеческой жизни. «Радикальное отличие нового терроризма заключается в том, что обладая всеми видами оружия, произведенными данной системой, террористы обладают еще одним видом - своей собственной смертью, и это становится фатальным для других», - отмечал выдающийся французский философ современности Жан Бодрийяр в своей статье «Дух терроризма», которая вышла после трагических событий 11 сентября 2001 года. Искать ответы на вопросы происхождения терроризма как явления и путей борьбы с ним Бодрийяр советовал в самой сути современной цивилизационной системе ценностей Запада.

В своем равнодушном отношении к проблеме терроризма европейские лидеры готовы были пойти на любые компромиссы в вопросах, которые непосредственно не касались безопасности их сограждан. Примерно по этой логике до сих пор происходили мирные переговоры контактной группы, за результатами которой пристально следит «нормандская четверка». Впрочем, применение огнестрельного оружия с целью террора со стороны тогдашней власти против участников мирных протестов во время Революции Достоинства в Европе не спешат признавать «преступлениями против человечности». Так, в Международном уголовном суде в Гааге предварительно установили, что действия силовиков не было подобных признаков во время событий на Майдане в 2013-2014 годах. «Хотя эти обстоятельства указывают на то, что преступления, которые рассматривались, не соответствуют понятию преступления против человечности, суд обращает внимание, что на Майдане произошли серьезные нарушения прав человека», - отмечается в докладе прокурора Международного уголовного суда в Гааге, который был обнародован накануне расстрелов в центре Парижа.

Лидеры европейских стран уже сообщили, что события во Франции навсегда изменили отношение к вопросу безопасности. Масштабы «пробуждения» европейцев и их активных упреждающих действий против терроризма во всех его проявлениях, видимо, смогут оценить и в Украине. Ведь именно на Донбассе происходит одно из решающих противостояний с новым типом террористических угроз.

В поисках террористического следа

О серьезности мер по нахождению и наказанию виновных в терактах свидетельствует объявленный во Франции режим чрезвычайной ситуации, который не объявлялся со времен Алжирской войны в 1956 году. «Франция находится в состоянии войны», - подчеркнул президент Франсуа Олланд, заявив о намерении усилить военное присутствие в Сирии, в частности продолжить участие в бомбардировках позиций ИГИЛ. Именно террористическая группировка «Исламское государство» якобы взяла на себя ответственность за теракты в Париже. Мол, события в Париже – это ответ французам на их участие в войне в Сирии.

В самой Франции и ЕС уже нашли нескольких соратников террористов-смертников и продолжают активные следственные действия по выявлению сети террористической организации. Власти не сомневаются: теракты были спланированы в ИГИЛ, поэтому эта террористическая угроза должна быть уничтожена. «Акты войны, которые произошли в пятницу, были спланированы в Сирии, организованы в Бельгии. Франция усилит операции в Сирии», - заявил президент Франсуа Олланд. Примечательно, что французские власти планируют заручиться помощью союзников в этой борьбе: сначала Олланд посетит США, затем - планирует визит в Москву.

Впрочем, аналитики не уверены, что именно ИГИЛ является организатором такого рода террористической атаки. Сами исламисты могли стать удобным «оружием», исполнителями смертельной угрозы в запланированных действиях более утонченного врага. Накануне атак в Париже в американских СМИ появилась информация со ссылкой на источники в спецслужбах США о том, что катастрофа с падением российского самолета Airbus A321 на Синайском полуострове связана с действием взрывного устройства. К тому же, со ссылкой на те же источники, речь шла о часовом механизм, который должен был якобы сработать над территорией Украины. Очевидно, смерть десятков россиян могла быть спланированной акцией - и, опять же, неожиданно на себя ответственность за данный террористический акт якобы взяло ИГИЛ.

Естественно, что после терактов во Франции, по всей территории ЕС были усилены меры безопасности. Некоторые страны даже заявили о пересмотре программ с последующим размещением переселенцев и нелегальных мигрантов из стран Ближнего Востока. Между тем, Европа готовится к другим опасностям: в Германии и Скандинавских странах усилили антитеррористические меры. Впрочем, бояться следует не только исламистов. В британских СМИ появилось интервью с президентом Болгарии Росеном Плевнелиевым, в котором он отмечает опасность разрушительных воздействий России на территории Балкан. Президент Болгарии рассказал о своих подозрениях по поводу организации российскими спецслужбами массированных кибератак на госучреждения Болгарии, а также о том, что российские военные самолеты начали вплотную приближаться к воздушному пространству страны. Плевнелиев также обвинил ЕС в слишком несерьезном отношении к проблемам безопасности и призвал руководителей всех европейских стран действовать эффективнее. «Посмотрите на иммиграционный кризис, и многие другие «пожары», которые нас ожидают. Мы реагируем на угрозы слишком поздно. Сегодняшний ЕС имеет дело с рекордным количеством кризисов, но только регистрирует эти кризисы, а не решает их», – считает президент Болгарии.

Именно Балканское направление исторически является одним из уязвимых мест «старой» Европы. Кроме пробелов в границах, среди балканских стран есть и такие, которые давно симпатизируют российскому лидеру и поддерживают прокремлевскую политику. Так, в частности, сильными остаются российские связи и влияние в Сербии и Черногории.

В предвкушении новой роли

В Украине с сочувствием и пониманием восприняли трагедию в Париже. Президент Петр Порошенко провел совещание с силовиками, после которого было принято решение усилить меры безопасности в украинских аэропортах, городах и на границах.

В то же время в социальных сетях, кроме соболезнований, украинские граждане начали активно выражать призывы к европейским лидерам изменить свое отношение и к конфликту на Донбассе. Ведь именно европейские лидеры были одними из активных инициаторов переговорного процесса в Минске, который якобы должен был обеспечить мир на Донбассе и обеспечить возможность дальнейшего разрешения конфликта на востоке Украины. Впрочем, последние данные из зоны проведения АТО свидетельствуют о призрачных шансах в очередной раз найти взаимопонимание с главарями сепаратистов – в Донецкой области снова усилились обстрелы, несмотря на задекларированные требования об отводе тяжелого вооружения от линии разграничения.

Ситуация с террористическими атаками в Европе может стать поворотной вехой и в усилении роли Европы в обеспечении мира на Донбассе. При таких условиях, конечно, надеяться на безвизовый режим с ЕС украинцам в ближайшее время не стоит. А вот заинтересованность Евросоюза в скорейшем прекращении конфликта на Донбассе, безусловно, возрастет. Украина же демонстрирует более решительную позицию и на уровне ООН, ведь именно введение международного контингента миротворцев может стать тем выходом из сложной ситуации, которая сложилась на востоке Украины. В частности, постоянный представитель Украины в ООН Юрий Сергеев напомнил о том, что Украина до сих пор не отозвала свое обращение о направлении миротворцев ООН на Донбасс и ждет решения по данному вопросу. К тому же, по мнению украинской стороны, генсек ООН имеет все полномочия, чтобы действовать более решительно. В частности, звучит мнение о предоставлении генсеку большей независимости от мнения Совета Безопасности в решении подобных вопросов. Это может стать революционным этапом и в развитии самой ООН.

Безусловно, теракты в Европе, как и события с катастрофой малазийского «Боинга», дадут больше толчков для изменения отношения к украинским проблемам среди европейцев. В то же время украинцам это ничего хорошего не сулит: Донбасс, а с ним и вся Украина, рискует в очередной раз превратиться в театр активных военных действий, где и будет решаться дальнейшая судьба всей пока еще мирной Европы.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО