Окончательные итоги местных выборов-2015 можно будет подводить только после 15 ноября. Именно в этот день в крупных городах, по решению ЦИК, состоится повторное голосование на должность мэров. Второй тур выборов состоится в большинстве областных центров, в том числе и в столице.
Тем не менее, избиратели двух городов-миллионников сумели выбрать мэров в первом туре. Для этого кандидатам в мэры нужно было набрать более 50% голосов. Более того, харьковчане и одесситы предоставили еще один шанс продемонстрировать свои умения действующим городским головам. Так, в Одессе победил выдвиженец от партии «Доверяй делам» Геннадий Труханов (51,33% голосов), а в Харькове – кандидат от партии «Видродження» Геннадий Кернес (65,8%).
У обоих повторно избранных мэров остался немалый багаж обещаний, которые они так и не выполнили во время прошлой каденции. Впрочем, как и в случае с Харьковом, так и с Одессой, должность мэра в последнее время все больше рассматривается как политическая. Зато множество проблем города в сферах ЖКХ, благоустройства, транспортного сообщения, социальной сферы и др. остаются нерешенными. Так какие же самые серьезные вызовы ожидают переизбранных мэров в новой каденции?
Прифронтовой Харьков
С особенно большим отрывом от всех своих конкурентов в Харькове уже второй раз победил действующий мэр Геннадий Кернес.
Составить ему существенную конкуренцию мог либо сильный кандидат от власти, либо мощный – от «Оппозиционного блока». Оба варианта по странному стечению обстоятельств не сработали. Второе место на мэрских выборах занял кандидат от «Самопомощи» Тарас Ситенко, набрав почти в 5,5 раз меньше голосов от общего результата победителя (12,3%).
Сам Кернес, который когда-то был активным членом «Партии регионов», на этих выборах шел выдвиженцем от близкой к орбите интересов Игоря Коломойского партии «Видродження». Его бывший соратник, а ныне член «Оппозиционного блока» Михаил Добкин, который мог стать едва ли не единственным реальным конкурентом Кернеса, так и стал кандидатом из-за решения ЦИК. Геннадий Адольфович имеет за собой ряд уголовных производств, которые в любой момент могут привести к неоднозначным политическим последствиям. Эксперты же намекают на то, что избрание мэром Харькова Геннадия Кернеса - это своеобразный компромисс между пропрезидентской командой и интересами Игоря Коломойского. Мол, прифронтовой город находится в зоне особой опасности возможного реванша пророссийски настроенных сил и до сих пор в опасности из-за возможного сепаратистского воздействия.
Во время своей предвыборной кампании, которую Геннадий Кернес проводил в инвалидной коляске (в начале года на него было совершено неудачное покушение), кандидат обещал активизировать действия местных властей по благоустройству города - ремонта детских площадок, парков и скверов. Кроме этого, кандидат в привычной для него популистской риторике обещал «социальный рай» для жителей города-миллионника: сохранение цен на проезд в метро, уменьшение норм потребления холодной воды, «замороженные» квартплаты на нынешнем уровне. Также он пообещал достроить станцию метро «Победа» и осуществить масштабное благоустройство вокруг нее. Лозунг кампании «Любить Харьков, работать для людей» ни о чем конкретно жителям города не говорит.
Как и в других регионах страны, кандидаты в мэры на местных выборах в Харькове говорили об общенациональных проблемах, тогда как местные - оставались на обочине политической риторики.
По данным мониторинга обещаний, за которым пристально следит «Слово и Дело», за свою предыдущую каденцию (с 2010 года) Геннадий Кернес не выполнил почти половину из обещанного (43%). Правда, 39% своих обещаний он все же сумел выполнить, еще 18% - находятся в процессе выполнения. Большинство из них касаются улучшения работы городского метрополитена (закупка новых вагонов, не повышения платы за проезд, достройка и благоустройство станций метро), реконструкции парков, скверов, ремонт отдельных домов и улиц. Еще одно обещание - не повышать уровень квартплаты - Кернес дал еще летом, запретив своим подчиненным выносить на рассмотрение исполкома Харьковского городского совета вопрос о повышении тарифов. Сможет ли он сдержать слово и выполнить это крайне непростое обещание - харьковчане смогут убедиться в ближайшее время. Несмотря на крайне напряженную политическую ситуацию, в общем положительные изменения в благоустройстве города при предыдущей каденции новоизбранного мэра таки происходили.
Многообещающая Одесса
Геннадий Труханов впервые возглавил Одессу в мае 2014 года, а до этого несколько раз был депутатом городского совета.
Бывший нардеп от «Партии регионов» в 7-м созыве на этих мэрских выборах выдвигался от партии «Доверяй делам», которая также будет иметь самую большую фракцию в горсовете. Как и в случае с главой Харькова, Геннадий Труханов имеет больше политических связей с командой Игоря Коломойского в своем регионе.
За 1,5 года действующему мэру удалось достичь вполне приличных результатов по благоустройству в городе. Именно этот фактор следует учитывать, оценивая электоральный результат новоизбранного мэра: одесситы решили еще раз дать шанс Геннадию Труханову, несмотря на мощную поддержку главой Одесской области Михеилом Саакашвили кандидата в мэры Александра Боровика. Последний занял второе место, получив вдвое меньше голосов, чем победитель – 24,5%.
Учитывая срок предыдущей каденции Геннадия Труханова, неудивительно, что большинство его обещаний еще находятся в процессе выполнения (44%). Впрочем, за 1,5 года ему удалось выполнить около 40% обещанного, что является одним из лучших результатов среди других руководителей городов.
Лучше всего мэру Одессы удавалось выполнить те обещания, которые имели непосредственную привязку к полномочиям главы города. Так, мэр Одессы добился выделения из бюджета 38 млн гривен на реализацию программы «Безопасный город». Еще больше 78 млн грн были предусмотрены в качестве бюджетных расходов на финансирование местных целевых и социальных программ, ни одна из которых, как и обещал Геннадий Труханов, не была сокращена. «Труханов показал себя как неплохой городской голова. Срок был, конечно, не очень большой, но сказать, что он был плохим, нельзя. При этом он не стесняется наступать на хвост магнатам, депутатам ВРУ или депутатам местного самоуправления. Кроме того, очень много стало делаться для детей. В частности, построен новый детский сад с современным оборудованием и эргономичной мебелью в спальном районе Одессы», - считает одесская общественная активистка Татьяна Чубина. Мэр сумел достроить новую детскую поликлинику, способствовал появлению муниципальной полиции в Одессе, ввел современную систему управления городом - «электронный город».
Несмотря на свои первые достижения, Геннадию Труханову пока не удалось реорганизовать неэффективные жилищно-коммунальные союзы и создать конкуренцию на рынке коммунальных услуг в Одессе. «Не удалось ликвидировать монополию ЖКСов на рынке коммунальных услуг, обеспечить доступность городских пляжей (бесплатный проход на пляжи и к морю), ликвидировать стихийную застройку побережья, существенно увеличить обновление подвижного состава городского электротранспорта. Кроме того, крайне низким является качество выполнения обещаний Труханова в таких сферах, как экология и здравоохранения. Также низки темпы работы по искоренению коррупции в подведомственных органах», - оценил критические недостатки в работе мэра политолог Геннадий Чижов. Также новоизбранному мэру не удалось решить проблемы с городской свалкой и ввести переработку мусора. Он не реализовал инфраструктурные объекты, не ввел новую систему по очистке воды, частично реализовал обещания по обновлению подвижного состава муниципального электротранспорта. Всего в статусе выполнения у Геннадия Труханова остается 43 обещания, которые автоматически переносятся на новый мэрский срок. Большинство из них касаются благоустройства города - упорядочение скверов, строительства новых спортивных площадок, ремонта дорог, установки велопарковок, капитального ремонта пищеблоков в городских школах и тому подобное.
Позитивом в работе мэра Одессы следует отметить его высокую коммуникационную открытость - эффективно работает «горячая линия», интернет-приемная, а на сайте мэра и партии «Доверяй делам» представлена вся справочная информация и отчеты о деятельности.
Последние местные выборы, особенно в крупных городах, показали положительную тенденцию: избиратели все чаще обращают внимание на способность кандидатов успешно вести комплексную деятельность по развитию города, в меньшей степени учитывая политическую составляющую. По мнению экспертов, то, что по результатам первого тура голосования потеряли шансы на переизбрание четыре действующих городских головы достаточно крупных областных центров, является свидетельством того, что украинцы готовы не просто перезагружать региональные элиты, а выдвигают требование к последним наполнять местную политику ответственным содержанием. «Мэр Запорожья Александр Син провалил 43% своих текущих и предвыборных обещаний. Виктор Анушкевичус из Ивано-Франковска - 48%, Виктор Погорелов из Ужгорода - 47%. Все они были кандидатами на должности мэров и на этих выборах, однако избиратели соответствующих городов абсолютно взвешенно показали «красный свет» безответственной политике руководителей своих громад. Можно ли это считать общенациональным трендом? Очевидно, что нет. Но, скорее всего, эта тенденция, в условиях изменения действующего законодательства, в частности в части введения механизма отзыва неэффективных и безответственных депутатов местных советов и городских голов, что станет возможным уже через год, однозначно будет набирать вес», - отметил глава общественной организации «Слово и Дело» Евгений Заика.
Очевидно, в случае с Харьковом и Одессой большую роль сыграла не только оценка предыдущей деятельности переизбранных мэров, но и серьезная политическая составляющая. Впрочем, политикам и региональным элитам придется считаться с самим фактом поддержки горожанами далеко не самых однозначных кандидатов в мэры, ведь они завоевали свою победу со значительным отрывом от конкурентов уже в 1-м туре. Этот факт – дополнительная ответственность, которая будет давить на новоизбранных мэров и серьезно влиять на принятие ими решений. И политических – в первую очередь.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»