Казус Марушевской, или Как преодолеть кадровую стагнацию на местах?

Со вчерашнего дня официально Одесскую таможню возглавила экс-заместитель председателя Одесской областной государственной администрации Юлия Марушевская. В конце прошлой недели во время открытия нового Центра по предоставлению админуслуг гражданам в Одессе нового руководителя региональной таможни лично представил Президент Петр Порошенко.

«Это скромная, но очень талантливая и эффективная женщина. Несмотря на то, что она не имеет таможенного образования, она имеет очень хорошие организационные способности, с понедельника Одесса получит нового руководителя таможни», - отметил Глава государства.

Уже позже назначение Юлии Марушевской вызвало неоднозначную реакцию в соцсетях и СМИ. Резонанс события очевиден: 26-летняя заместительница Михеила Саакашвили без профильного образования и вне конкурса возглавила одну из крупнейших таможен Украины, где ежемесячный товарооборот составляет миллиарды гривен. Эксперты же пытаются разгадать логику подобных назначений: состоит ли она в желании быстрых и эффективных изменений в государстве, или, возможно, речь идет о кадровом голоде и создании своеобразного «инкубатора» для получения нового опыта молодыми перспективными специалистами.

«За» и «против»

Подобные к примеру с Юлией Марушевский кадровые инициативы со стороны власти в украинском обществе всегда воспринимались неоднозначно. Особенно украинцы любят обсудить возраст, пол и компетенцию кандидата на ту или иную должность. Дискуссия действительно имеет место, если речь идет о должности высокого государственного уровня, особенно - если есть медийный резонанс. Впрочем, украинцы не слишком обеспокоены тем, что на госслужбу в низшие звенья чаще всего идут именно молодые специалисты до 25 лет без надлежащего стажа или профильного образования.

Сама Юлия Марушевская – активная участница Евромайдана, по специальности - филолог. После Революции Достоинства Марушевская присоединилась к активной общественной работе, а в июле 2015 года – стала заместителем председателя Одесской ОГА Михеила Саакашвили.

Есть еще один аспект, о котором забывают скептики, оценивая нынешние назначения молодых специалистов на ответственные должности. При предыдущей власти подобные назначения происходили непублично, а «героями» журналистских разоблачений становились, как правило, родственники или дети высокопоставленных чиновников. Например, резонансной историей стало назначение дочери «регионала» Василия Джарты Виктории заместителем председателя Хозяйственного суда Киева. Однако подобные истории происходили уже и после Революции Достоинства: например, 24-летний Антон Пашинский – сын председателя комитета ВРУ по вопросам национальной безопасности и обороны и экс-главы Администрации Президента Украины Сергея Пашинского - был назначен главой одного из департаментов государственного внешнеторгового предприятия «Спецтехноэкспорт» концерна «Укроборонпром». Поэтому не следует преждевременно путать признаки непотизма с поиском новых ответственных кадров.

Сторонники же подобных кадровых решений часто вспоминают слова первого президента Чехии Вацлава Гавела в контексте назначений на высокие государственные должности часто неопытных специалистов во время проведения люстрации: «Лучше 5 лет ошибок, чем 50 лет саботажа». Подобного мнения придерживается и губернатор Михеил Саакашвили, который рекомендовал свою бывшую заместительницу на должность председателя Одесской таможни. «Слава Богу, что у Марушевской отсутствует таможенное образование. Слава Богу, что она не профессиональный работник таможни. Если ты получил таможенное образование, значит, ты получил образование профессионального вымогателя», – заявил Михеил Саакашвили на встрече с Петром Порошенко в Одессе.

Прецедент или новая кадровая политика?

Главным упреком в сторону власти в контексте назначения новой руководительницы Одесской таможни является то, что Юлия Марушевская получила должность без проведения конкурса. Соответствующий конкурс на замещение должности только должен был состоятся, он предусматривал ряд критериев, а за получение должности конкурировали сразу 72 кандидата. Большинство из них имеют и профильное образование, и опыт работы на таможне, которые являются главными условиями для получения данной должности. Поэтому главные вопросы, которые возникают после такого кадрового назначения: почему оно произошло именно таким способом и с какой целью?

Риски понятны: говорят, что сама Марушевская не будет руководить всеми процессами на таможне, а будет выполнять роль подконтрольного менеджера. Гипотеза получает подтверждение, если обратить внимание на ряд фактов. Во-первых, новая руководительница таможни не знакома со всеми сложными процессами растаможки, регистрации товаров, в том числе – не находится контексте использования возможных коррупционных схем. То есть, принимая человека «не из системы», команда Президента таким образом лишает возможностей любых других влиятельных игроков контролировать те или иные потоки, связанные именно с Одесской таможней.

Во-вторых, в Верховной Раде уже запущен механизм по реформированию Государственной фискальной службы, согласно которому функции налоговой и таможни будут объединены в едином государственном органе. Это одна из основоположных идей реформирования налоговой системы Украины, на которой акцентируют в Минфине с подачи МВФ. Таким образом, назначение новых руководителей таможни может быть только определенным подготовительным этапом к дальнейшему воплощению налоговой реформы.

В-третьих, после своего назначения Юлия Марушевская признала, что вскоре будет проведен новый конкурс на должность руководителя Одесской таможни. «Я для себя ставлю сроки – это 4 месяца, за которые я и вся наша команда хотим создать прозрачную зону таможенного контроля и повлиять на изменения в системе», – сообщила Марушевская сразу после своего представления.

Эксперты же склоняются ко мнению, что Администрация Президента вынуждена была пойти на такой шаг именно потому, что стандартным способом – путем бюрократических процедур и проведения конкурсов – решить вопрос проведения коренных изменений на таможне было бы просто невозможно. «С одной стороны, плохо, что нет опыта, потому что она, например, не знает, как выявить контрабанду, так, как другие, кто уже обладает такой информацией. С другой стороны - они будут строить совершенно иную систему рисков и управления, которая будет исключать человеческий фактор для принятия решений по контрольным процедурам на таможне», – считает председатель профсоюза экспедиторов Одесской области Виктор Берестенко.

Небезосновательность подобных предположений экспертов признала и сама Юлия Марушевская, откровенно признав отсутствие своей компетенции в таможенном деле и подтвердив политические мотивы своего назначения. «Мы говорим о том, что это назначение является политическим, оно предполагает принятие конкретных решений, которые в принципе не требуют образования в этом направлении. Я вполне осознаю, что гуманитарное образование – это не техническое, не экономическое. Но, к сожалению, люди с экономическим образованием на таможне уже годами берут взятки и не дают развиваться области и стране в целом», - сообщила руководительница Одесской таможни, добавив, что в приобретении опыта ей будет помогать команда «профессиональных людей, которые имеют уже опыт реформирования таможен не в одной стране». Относительно своих первых шагов на новом посту, Марушевская сообщила о том, что будет работать по трем основным направлениям: создание зоны прозрачного таможенного контроля, смена и ротация кадров, воплощение системных подходов к реформированию, в основе которых будет упрощение процедур растаможивания.

С формальной точки зрения, кроме назначения в обход конкурса, все остальные обвинения в отсутствии команды и ресурсов для проведения изменений на таможне пока что безосновательны. С другой стороны, появилась новая опасность – соблазн решать кадровые вопросы без соответствующих процедур. В таком случае, без ощутимых изменений и реформ объяснить украинцам те или иные кадровые назначения становиться все труднее. Так, в конце прошлой недели произошло другое назначение, которое не получило широкой огласки, однако может служить предостережением к подобным действиям пропрезидентской команды в будущем. По информации Тернопольских СМИ, председатель Закарпатской ОГА Геннадий Москаль без проведения соответствующего конкурса, назначил начальником управления внешнеэкономических связей, инвестиций и трансграничного сотрудничества ОГА свою 25-летнюю помощницу Ренату Мойш-Шиман. Пока единственным достижениям, которым может похвастаться назначенный чиновник, является участие в конкурсах красоты.

Очевидно, что желание навести хоть какой-то порядок или реформировать определенный институт должно одновременно сочетаться с оценкой общественных настроений. Назначение молодых и неопытных специалистов на определенные должности – это скорее практика послереволюционных преобразований, однако после Революции Достоинства прошло уже почти 2 года и время для экспериментов давно прошло. Поэтому государственная кадровая политика должна отвечать четким критериям и находить понимание в обществе. Или, по крайней мере, подобные решения должны быть заранее доведены гражданам с помощью тех же СМИ – почему именно этот чиновник назначается без конкурса, и в связи с чем возникла такая необходимость.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО